От редакции: Списать кавалерию

Но нужны и качественные изменения. Чем дальше, тем очевиднее становится, что энергетические взаимоотношения России с ближайшим окружением остаются непоследовательными. В них гораздо больше сиюминутной политической логики, чем долгосрочной экономической. История с Украиной – лишь последнее тому подтверждение.

В одни страны мы традиционно поставляем газ по низким ценам (Белоруссия), у других покупаем по завышенным (Туркмения). А в отношениях с третьими, с которыми возникают политические трения (Грузия, страны Балтии, а теперь и Украина), пытаемся использовать поставки и цены как рычаг давления. Как бы ни пытались российские власти представить эти ситуации “спорами хозяйствующих субъектов”, поверить в их чисто экономическую подоплеку трудно.

Безусловно, бывшие советские республики давно должны покупать российский газ, по крайней мере, по высоким ценам. Так почему не объявить равные для всех принципы ценовой политики на постсоветском пространстве? Пора начать руководствоваться экономической логикой, прекратив, в частности, бартерные отношения и использование сомнительных экспортно-импортных и транзитных схем через непонятных посредников.

Бессмысленность кавалерийских газовых атак “Газпрома”, подобных украинской, уже должна стать очевидной на примере прошлогодней истории с давлением на Белоруссию с целью заставить эту страну покупать газ по $46,68 за 1000 куб. м. В российско-белорусских отношениях был скандал, “Газпром” демонстративно ограничивал подачу газа в Белоруссию в холодные месяцы зимы 2003–2004 гг., однако выручка “Газпрома” в итоге увеличилась всего на $175 млн в год, которые, кстати, пришлось давать взаймы из российского же бюджета.

Россия так и не добилась желанной продажи ей “Белтрансгаза”, а созданные проблемы в отношениях – в том числе и с западными покупателями газа – явно неадекватны полученному результату.

Скорее всего, нечто похожее произойдет и с Украиной. Ограничивая подачу газа, Россия только вредит собственной репутации на европейском рынке.

Североевропейский газопровод, упомянутый президентом Путиным в категории “самое главное”, – не способ обойти Украину. Он рассчитан на поставки новых объемов газа на новые рынки. А поставки газа на традиционные российские экспортные рынки без украинского транзита никак не обойдутся.

Пытаясь в который раз использовать поставки энергоносителей как рычаг, российские власти демонстрируют свою убежденность в том, что все вокруг зависят от России, а Россия не зависит ни от кого. Но это совсем не так. В структуре потребления первичной энергии Украины российский газ занимает 16–17%, тогда как 80% от объема российского экспортного газа транспортируется по украинской территории. В таких условиях наскоки “Газпрома” – тупиковый путь. Именно неадекватное, несущее в себе явный политический подтекст поведение России в отношении стран, зависимых от поставок российских энергоносителей, провоцирует европейские страны диверсифицировать источники импорта энергии, искать пути снижения зависимости от поставок из России, строить обходные транзитные пути. А России особых выгод не приносит.