От редакции: Бизнес против ФСБ

Депутаты Госдумы почему-то предпочитают не отвечать на эти вопросы. Они разъехались на летние каникулы, так и не приняв закон, освобождающий плательщиков единого налога на вмененный доход (ЕНВД) от необходимости выбивать чеки.

Никакой дискуссии по поводу необходимости применения кассовых машин предприятиями малого бизнеса в Госдуме нет. Депутаты прекрасно понимают, что плательщикам единого налога на вмененный доход кассы не нужны. Налог с продаж, для сбора которого нужны были чеки, давно отменен. Ставка ЕНВД от оборота тоже не зависит – она рассчитывается по специальной формуле исходя из установленной законом базовой доходности каждого вида деятельности и множества других показателей – например, количества торговых мест, размера торгового зала, количества работников и пр. Тем не менее предприятиям малого бизнеса по-прежнему приходится покупать кассовые аппараты (самые дешевые из разрешенных моделей стоят больше 13 000 руб.), регистрировать их в налоговых органах, обслуживать в специальных сервисных центрах и к тому же постоянно производить “апгрейд”. Последнее нововведение, которое существенно ударило по карману предпринимателей, – это электронная кассовая защитная лента, которая стоит примерно $150 и в силу технологических причин нуждается в ежегодной замене. Она разработана при участии ФГУП “Атлас”, подведомственного ФСБ. Использовать машины без такой ленты предпринимателям запрещено. При этом, по данным Минфина, малый бизнес заплатил в прошлом году в консолидированный бюджет 25,6 млрд руб. единого налога на вмененный доход, тогда как приобретение и техобслуживание кассовых аппаратов, по оценкам предпринимателей, ежегодно обходится им в 55 млрд руб.

То есть производители касс ежегодно получают от предпринимателей всей страны в два раза больше денег, чем бюджеты всех регионов, вместе взятые.

Ни один здравомыслящий депутат или чиновник не может признать такую ситуацию нормальной. Сторонники кассовых аппаратов из Минфина утверждают, что машины нужны для определения базовой доходности малого бизнеса, на основании которой рассчитываются налоговые ставки. Напомним, что базовая доходность установлена Налоговым кодексом и может изменяться специальными поправками к нему (прошлым летом депутаты повысили ее в полтора раза). Конечно, имея в руках точные данные о выручке миллионов предпринимателей со всей страны, рассчитать базовую доходность не сложно, но есть ведь масса других, менее затратных способов ее определения (можно, например, просто индексировать доходность с учетом инфляции). В любом случае законодательная ее коррекция – это всегда результат лоббистской борьбы, который от реальной выручки каждого конкретного магазина зависит меньше всего. Так стоит ли облагать предпринимателей дополнительным побором?

Бюджетный комитет порекомендовал Госдуме избавить плательщиков вмененного налога от касс больше трех месяцев назад, но по необъяснимым причинам соответствующий законопроект до сих пор не принят даже в первом чтении. При том что политические дивиденды, которые и депутаты, и сенаторы, и президент получили бы от этой популярной меры, трудно переоценить. Но, видимо, не труднее, чем объем подконтрольного ФСБ бизнеса по разработке начинки для кассовых аппаратов.