От редакции: Помочь программеру

Основные затраты разработчиков ПО приходятся на фонд оплаты труда, и высокий ЕСН при работе в белую мешает нашим компаниям конкурировать с индийскими. При этом совокупное налоговое бремя на российские IT-компании составляет, по экспертным оценкам, 36% выручки, тогда как индийские коллеги платят только 4–6%. Чтобы исправить ситуацию, депутаты предложили снизить ЕСН для офшорных программистов до 14%, а все остальные налоги (кроме 13%-ного подоходного) заменить уплатой либо 15% с прибыли, либо 6% с выручки. При этом льготный режим будет действовать лишь для тех компаний, которые получают от экспорта ПО и услуг не меньше 80% выручки.

Проблема в том, что офшорное программирование не является экспортом в привычном для чиновников смысле. IT-компании не возят свои программы фурами через границу, не заполняют декларации. Программные продукты передаются по сетям, возвращаются назад, постоянно дорабатываются и улучшаются, и все это, безусловно, затрудняет налоговое администрирование. Чтобы льготами для программистов не воспользовались недобросовестные компании, авторы законопроекта придумали несколько ограничений.

Перейти на новую систему смогут только крупные плательщики, в штате которых постоянно работает не менее 100 человек. Годовой доход компании не должен превышать 11 млн руб. без учета НДС на каждого работника, при этом компания должна тратить на зарплаты не меньше 50% общих доходов, а разница в зарплатах топ-менеджмента и рядовых программистов не должна быть более чем десятикратной.

Все это делает бессмысленными возможные схемы по уходу от уплаты налогов при помощи заключения фиктивных контрактов с фиктивными офшорными заказчиками. Чтобы сэкономить на налогах, придется создать не фирму-однодневку, а компанию из 100 человек, при этом половину доходов выплачивать им в виде зарплат (с которых помимо 14% ЕСН нужно будет заплатить еще и подоходный налог).

Индийский налоговый режим действительно многократно привлекательнее российского. Серьезные льготы для IT-компаний действовали в Ирландии, Израиле и на Тайване. И все-таки вряд ли снижение налогов позволит российскому рынку офшорного программирования, (объем примерно $750 млн), быстро дорасти до индийского с его $10 млрд в год.

Во-первых, спрятать от налогов выручку от экспорта компьютерных программ не так уж сложно, и нет никакой уверенности в том, что в настоящее время все российские компании работают в белую. Во-вторых, рынок офшорного программирования включает в себя не только разработку программ, но и техническое обслуживание. Большинство индийских программистов знают английский язык как родной, и американский пользователь той или иной программы, звонящий по специальному телефону для технических консультаций, чаще всего даже не подозревает, что отвечающий ему специалист находится не в соседнем городе, а в индийском Бангалоре. Но дело даже не в том, чтобы догнать и перегнать Индию, а в том, что российский экспорт программного обеспечения, который на несколько порядков уступает экспорту нефти или газа, мог бы занимать очень достойное место на мировом рынке. И при этом российские компании могли бы работать совершенно легально, потому что прятать выручку от одного 6%-ного налога, заменяющего собой основную массу остальных, довольно бессмысленно (особенно если пытаешься, например, сделать IPO). Поддержка высокотехнологичного экспорта – это единственное, что в принципе извиняет налоговые льготы. И пользы от предложения депутатов в любом случае будет больше, чем вреда.