От редакции: Огнеопасность

Причина трагедии – в банальном нарушении правил пожарной безопасности. Старое деревянное здание магазина было снаружи обложено кирпичом, а изнутри отделано пластиком. На окнах обоих этажей – железные решетки, запасной выход наглухо закрыт, а путь к основному перерезало пламя. Магазин превратился в ловушку, и нескольким посетителям удалось выбраться из него только благодаря охраннику, который выломал одну из решеток при помощи собственного джипа.

Когда у представителей малого бизнеса спрашивают, какие контролирующие органы больше всего мешают им работать, пожарные службы оказываются на втором месте – сразу после налоговых инспекций. По данным мониторинга ЦЭФИР, в 2001 г. пожарные инспекторf проверяли каждую фирму в среднем 0,99 раза в год, но с принятием пакета законов о дерегулировании количество проверок сократилось до 0,54 в 2002 г. и 0,48 в 2003 г. (по закону с плановой инспекцией каждый из проверяющих органов может прийти раз в два года, а количество внеплановых не ограничено). Пожарные приходят на предприятия гораздо чаще, чем санэпиднадзор, милиция, соцстрах, госторгинспекция, экологические инспекции и лицензирующие органы, что, наверное, можно понять. Но какой смысл в проверках, после которых 24 человека гибнут, задохнувшись газом? Тем более что пожары в торговых центрах, т. е. в местах массового скопления людей, в России не редкость. До Ухты в этом году их было как минимум три – в Новороссийске, Ярославле и Челябинске – к счастью, там обошлось без жертв.

Пожарные признают вину частично. “Есть определенные недостатки со стороны сотрудников Государственного пожарного надзора, которые не до конца проявляли соответствующую требовательность”, – сказал в эфире радио “Маяк” главный госинспектор по пожарному надзору Геннадий Кириллов.

Сейчас в суде рассматривается уголовное дело инспектора, которого прокуратура обвиняет в халатности в связи с гибелью 26 человек во время пожара в общежитии Кызылской ТЭЦ. В ночь на 10 ноября 2004 г. люди также не смогли выбраться из горящего здания, на окнах которого тоже были металлические решетки.

На сайте Генпрокуратуры время от времени появляются сообщения о том, что очередной инспектор задержан за взятку – например, в конце июня прокуратура передала в суд дело Николая Сафонова, который, по мнению следствия, получал деньги от предпринимателей за выдачу незаконных разрешений, подтверждающих соответствие помещений требованиям пожарной безопасности. Но дело даже не в том, что инспектора берут взятки, а в том, что руководители школ, интернатов и общежитий часто просто не в состоянии выполнить требования пожарных, а закрыть интернат – значит выставить детей на улицу. К тому же сами граждане нередко относятся к пожарным как к неизбежному злу и предпочитают откупаться даже от разумных требований – достаточно посмотреть на московские новостройки, оборудованные пожарными лестницами, проходящими через балконы квартир. Сразу после сдачи дома в эксплуатацию владельцы этих квартир начинают один за другим замуровывать люки в полах и потолках балконов и снимать лестницы, а года через два-три они исчезают во всем доме. Потому что никто не хочет, чтобы в квартиру проникли воры, а о возможной гибели людей никто как-то не думает.

И в этом смысле московские буржуа ничем не отличаются от владельцев ухтинского торгового комплекса, которые установили на окнах решетки, чтобы никто не украл товар. По данным “Интерфакса”, прокуратура уже возбудила уголовное дело в отношении ухтинских пожарных инспекторов. Но пока чиновникам ежедневно предлагают деньги, они, вероятнее всего, продолжат ежедневно выдавать фиктивные разрешения. И никакие показательные процессы здесь не помогут.