Статья опубликована в № 1409 от 14.07.2005 под заголовком: ОТ РЕДАКЦИИ: Вдовам и сиротам

От редакции: Вдовам и сиротам

Система страхования банковских вкладов – необходимый фактор стабильности банковской системы. Вкладчику по закону гарантируется возврат не более 100 000 руб. в одном банке независимо от количества депозитов в нем, поэтому из 2,2 трлн руб. – общей суммы вкладов граждан в российских банках – под госгарантии попадает лишь 25% – не более 600 млрд руб. Обнародование этой статистики вызвало новую волну дискуссий о том, что госгарантий в 100 000 руб. недостаточно.

Есть предложения повысить планку или перейти к дифференцированной шкале возмещения, когда средства до 100 000 руб. возмещаются полностью, а выше этого минимума – лишь некоторая доля, уменьшающаяся с ростом величины вклада. Однако реальной необходимости пересматривать параметры системы страхования вкладов не видно. Ведь страховка и не должна гарантировать притока вкладчиков.

Система страхования вкладов, как известно, призвана “защищать вдов и сирот”, а не рекламировать банки. Исследование Агентства по страхованию вкладов (АВС)показывает, что средний размер вклада по России составляет 23 900 руб. и 95% вкладов не превышают 100 000 руб. Так что для защиты основной массы вкладчиков нынешней планки вполне достаточно.

Другое дело – использование пусть и ограниченных госгарантий для привлечения в банковскую систему денег населения. “Цена вопроса”, по оценкам АСВ, составляет 450 млрд руб. – именно столько “матрасных” денег у населения. Но сегодня едва ли можно говорить о том, что банки исчерпали все возможности как по привлечению “матрасных” денег граждан, так и по перераспределению денег тех, кто уже принес их в банки.

Вспомним интенсивные рекламные кампании страховщиков перед стартом ОСАГО в конце 2003 г. Или параллельную просветительскую работу по вопросам пенсионной реформы, которую пришлось вести управляющим компаниям, так как Пенсионный фонд разъяснять суть реформы просто не стал. Лавина рекламы потребкредитов на все случаи жизни тоже дала свои плоды: за два с половиной года объем выданных кредитов вырос в 4,4 раза, а опрос ROMIR Monitoring показал, что из тех 44% респондентов, кто за последние 12 месяцев приобретал товары длительного пользования, более половины сделали это при помощи кредита.

Исследование же, проведенное весной 2005 г. по заказу АСВ, показало, что даже через полтора года после вступления в силу закона о страховании вкладов лишь около 30% респондентов знали о нем. Причем среди клиентов российских “дочек” иностранных банков, чьи вклады, как правило, значительные и не покрываются госгарантией, закон о страховании вкладов читали почти 50%. Среди клиентов частных российских банков таких всего 12%. И лишь 5,4% вкладчиков Сбербанка (на который приходится почти 55% от общего объема вкладов населения) знают о введении системы страхования вкладов, хотя именно их страховка непосредственно касается. Но рекламы, рассказывающей гражданам об этом, что-то не видно.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать