От редакции: Новое перепутье

Результаты первых пяти месяцев текущего года известны: рост ВВП – 5,4% в годовом выражении, рост промышленного производства – 3,6%. За аналогичный период 2004 г. – 7,6% и 7,4% соответственно.

Разгром “ЮКОСа”, атака налоговиков на бизнес и последовавший кризис доверия между бизнесом и государством столкнули систему с накатанного пути. Механизм не рассыпался сразу, но был сильно поврежден – обеспечивать рост экономики высокими темпами он уже не может. И восстановлению практически не подлежит – это потребует слишком много времени, которого просто нет.

Очевидна необходимость перехода от логики контроля к логике развития. Нужен экономический механизм, основанный на иных принципах, а значит, должны измениться и роль государства, принципы его взаимодействия с экономикой. Понимание этого приходит на все этажи и во многие кабинеты. Депутаты на старте бюджетного процесса-2006 прямо требуют от правительства “бюджета развития”; Дума заявила, что не примет правительственные параметры бюджета.

Депутаты требуют ограничить размер стабфонда, а свободные средства направлять в “инфраструктурные и инновационные проекты”. Есть предложения отменить импортные пошлины и НДС при импорте оборудования для отдельных отраслей. Ранее, на форуме “Деловой России” в середине мая, спикер Госдумы Борис Грызлов возмущался тем, что в государственный инвестфонд предлагается направить менее 100 млрд руб., указывал на то, что без господдержки российский военно-промышленный комплекс, аэрокосмическая, атомная, химическая промышленность потеряют свои нынешние позиции на мировых рынках. А председатель “Деловой России” Борис Титов заявил, что для экономического роста не хватает только “воли правительства пойти по новому пути – инвестиционному”.

В этом свете призывы замглавы администрации президента Владислава Суркова к бизнесменам “Деловой России” “не брезговать” и работать вместе с партией “Единая Россия” можно, наверное, рассматривать как стремление укрепить политическую платформу для дальнейшего активного влияния на экономическую политику государства.

Чем выше спрос на активную экономическую политику, тем выше недовольство политикой действующего правительства. Но при всем этом еще выше риск популистских резких движений, например эффектной смены правительства и распечатывания стабфонда.

Россия находится на очередном перепутье. Очевидно, что нет у нас иного выбора, кроме того, чтобы идти в сторону модернизации и диверсификации структуры экономики за счет масштабных инвестиций, в том числе, возможно, и государственных. Но также очевидно, что мы не готовы к инвестиционному сценарию. Не готовы институционально. И в еще более пугающей степени не готовы кадрово, что, как видно из той же речи Суркова, трезво понимают и в Кремле.

При переходе к инвестиционному модернизационному сценарию значение госаппарата, качества институтов государства и рынка возрастает многократно. Если сравнить пути, по которым реально может идти российская экономика, – сырьевой капитализм, сырьевой госкапитализм и диверсифицированная экономика с государством в роли умного арбитра, – то становится очевидно, что именно последний вариант и самый желаемый, и самый трудный. И самый требовательный к качеству госуправления, обеспечению прав собственности и независимости судебной системы. Перепрыгнуть обеспечение этих условий не получится.