От редакции: Патриот-эффективность

Системный подход – залог эффективности решения практически любой задачи. И желание правительства системно подойти к решению задачи патриотического воспитания россиян можно только приветствовать.

Национальная гордость, национальное самосознание, патриотизм для любого государства понятия столь же важные, сколь и трудноизмеримые. Известно, что в бухгалтерском балансе можно встретить строчку “нематериальные активы”, где в денежном виде отражаются оценки – при всей их условности и спорности – оригинальных идей сотрудников, репутация компании. Ежегодно появляются оценки стоимости брэндов ведущих мировых компаний, и самые дорогие из них стоят десятки миллиардов долларов. А ведь в основе брэнда сегодня – и это вам скажет любой маркетолог – лежат прежде всего эмоции клиентов компании. Получается, что их можно оценить.

Нет ничего зазорного в том, чтобы попытаться найти экономически наиболее эффективные способы удовлетворить национальную гордость. Например, британский экономист Джон Кэй, пишущий колонки для газеты Financial Times, предложил такой показатель эффективности “статусных” проектов – “гордость на фунт, вложенный в престижный проект”. Экономист считает, что если объект привлекает приезжих, становится известным ориентиром, отличительным признаком, а также еще и окупается, то он эффективен как источник гордости. Хорошие примеры такого рода, по Кэю, – Эйфелева башня, главная функция которой просто быть высокой башней-символом, и огромное колесо обозрения в центре Лондона. А вот Олимпиада-2012 обойдется Лондону раз в 150 дороже колеса, а людей привлечет меньше.

Как обстоит дело с возможной эффективностью правительственной программы воспитания патриотизма? Патриотизм и национальная гордость – понятия взаимосвязанные и взаимопроникающие, да и среди мер в IV разделе правительственной программы среди прочего значится “воспитание гордости за Российское государство, его свершения”.

К программе прилагается список мероприятий на следующие пять лет. Среди них есть разумные предложения – создание “виртуальной историко-документальной выставки в сети Интернет”, посвященной Великой Отечественной войне, поиску и захоронению погибших тогда солдат. Но есть и такие мероприятия, как “Фестиваль авторской песни “Приморские струны” (курируемый почему-то ФСБ) или “мероприятия, посвященные 130-летию образования уголовно-исполнительной системы России”.

Можно вспомнить совершенно иные духоподъемные акции – покупку Романом Абрамовичем английского клуба Chelsea, ставшего в этом году чемпионом Англии по футболу, и фильм “Возвращение”, получивший главный приз Венецианского кинофестиваля в 2004 г. Покупка футбольного клуба вызвала резко негативную реакцию в обществе, но уже скоро новости о клубе стали появляться даже в эфире официальных телеканалов. Создатели “Возвращения” не получили ни копейки из госбюджета – о помощи заговорили после того, как фильм стал триумфом российского кино на мировой арене.

Формально-бюрократический подход к патриотическому воспитанию скорее всего приведет к растаскиванию средств, тем более что результаты работы нематериальны и оценить их трудно. Конечно, Chelsea – пример экстремальный. С одной стороны, “Калинка-малинка” звучит в Лондоне, что возвышает, с другой – вокруг покупки есть масса этических вопросов. Более несомненные источники гордости – победы российских спортсменов, победы в международных конкурсах, привлечение в страну туристов, интернациональные мероприятия, вообще любые национальные победы. Вот в их завоевание и стоит вкладываться.