От редакции: Выйти из тупика

Минэкономразвития опубликовало план приватизации на 2006 г., по которому доходы государства от продажи госимущества должны составить 31 млрд руб. Столько, по мнению авторов документа, могут стоить 1048 федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП) и 416 госпакетов акций открытых акционерных обществ, которые и будут приватизированы в будущем году. Всего же в госсобственности на 1 июля 2005 г. находятся 8293 ФГУП и пакеты акций 3783 ОАО.

Нужно отметить, что в предыдущие годы с выполнением приватизационных планов “в штуках” дела обстояли не очень хорошо. Например, в 2003 г. из 1655 госпакетов акций продано 630, из 970 ФГУП – 562, а в 2004 г. из 1702 пакетов АО ушли 565, из 1374 ФГУП – 525. В то же время выручка от приватизации оказывалась весьма существенной – 91 млрд руб. и 65,7 млрд руб. соответственно. Но достигалось это во многом за счет продажи эксклюзивного товара – пакетов акций “Славнефти” или размещения части госпакета “ЛУКОЙЛа” на Лондонской бирже.

В нынешнем же году система совсем разладилась: из запланированных к приватизации 556 госпакетов акций ОАО не был продан ни один. Из 24,4 млрд руб., поступивших от приватизации в I квартале 2005 г., 21,3 млрд руб. пришлось на доходы от прошлогодней продажи госпакета акций Магнитогорского металлургического комбината.

Паралич приватизации стал результатом длительного аппаратного конфликта госведомств, ответственных за приватизацию. Росимущество и его глава Валерий Назаров активно атаковали позиции Российского фонда федерального имущества (РФФИ). Назаров настаивал на изменении статуса и полномочий Фонда, так как при нынешнем положении дел слишком много возможностей для злоупотреблений, а стимулов для ускорения продажи госимущества нет.

В аппаратной борьбе побеждает, похоже, руководитель Росимущества – поправки к уставу РФФИ направлены в правительство в его редакции. По ней РФФИ лишается права владеть и управлять акциями приватизируемых предприятий. Кроме того, Росимущество и Минэкономразвития собираются внести в Думу законопроект, переводящий РФФИ на бюджетное финансирование. До сих пор фонд существовал за счет комиссионных сборов. К слову, за “Юганскнефтегаз”, проданный за $9,35 млрд, комиссия РФФИ составила $9,35 млн (0,1%); за акции “ЛУКОЙЛа” – $60 млн, а на продаже “Лензолота” фонд заработал $4,56 млн. Теперь все эти средства будут направляться напрямую в бюджет.

Потребуется еще некоторое время, чтобы окончательно закрепить аппаратную победу Росимущества над РФФИ, да и результаты приватизации-2005 уже безнадежно смазаны. Но вот в 2006 г. Валерий Назаров сможет делом доказать, что предлагаемая им схема взаимодействия приватизационных ведомств более эффективна.

Глава Росимущества не раз высказывался за отказ от монополии РФФИ на продажу госимущества за счет привлечения к приватизации инвестбанков и брокерских компаний. Посмотрим, как это отразится на приватизации ФГУП, которая уже должна была бы заканчиваться, но все толком не начнется.