От редакции: Звонок другу

Федеральная налоговая служба объявила, что готова оплачивать сторонним экспертам, которые будут отобраны конкурсным путем, услуги по разъяснению “вопросов, требующих специальных знаний” (см. статью на этой странице). Вопросы эти могут возникать во время налоговых проверок и судебных споров с налогоплательщиками, что смущает.

В принципе применение аутсорсинга даже в таких чувствительных для государства сферах, как налоги и сборы, иногда бывает результативным. Есть известный пример, когда в середине 1990-х гг. Индонезия из-за критической ситуации с коррупцией полностью передала на аутсорсинг шведской компании все таможенные операции, в том числе и взимание платежей. В результате коррупция резко снизилась, а объем таможенных поступлений в бюджет вырос в три раза.

Налоговики в США поручают юридическим фирмам, выбранным на конкурсах, вести судебные процессы против налогоплательщиков. Можно вспомнить и о процессе над нобелевскими лауреатами по экономике Робертом Мертоном и Майроном Шоулзом, основателями печально известного хедж-фонда Long-Term Capital Management. На суде разбирались сложные операции, включавшие лизинг оборудования, сублизинг, обмен прав на сублизинг и банковских счетов на привилегированные акции пяти публичных американских компаний, а затем обмен части этих акций на долю в самом фонде. Чтобы доказать, что эти головоломные схемы были нужны только для минимизации налогов, налоговикам пришлось привлечь в качестве эксперта еще одного нобелевского лауреата – экономиста Джозефа Стиглица.

Такое взаимодействие прекрасно работает, если суд независим, а налоговая служба – самостоятельный институт государства, а не инструмент в чьих-то руках.

Несмотря на политические декларации и отдельные примирительные жесты, государство и бизнес в нашей стране находятся по разные стороны высокой баррикады, и это сильно усложняет возможное сотрудничество между налоговиками и экспертным сообществом.

Конечно, даже налоговой службе иногда нужна помощь зала или даже звонок другу. И давно уже нужен тот шаг в направлении конструктивного диалога, который никак не удается сделать сегодня. Но вокруг такого сотрудничества в российских условиях неизбежно возникнут этические и политические проблемы.

Российские власти, кстати, уже сделали шаг в направлении аутсорсинга в налоговой сфере. Речь идет об объявленном в мае 2005 г. администрацией президента конкурсе с призом в 300 000 руб. Суть задания состояла в том, чтобы предложить наилучшие критерии разделения законной и незаконной оптимизации налогов. Госорганы обратились к сторонним экспертам не по какому-то узкоспециальному вопросу, а для разъяснения центральной проблемы налогового регулирования. Ведь те же американцы привлекали нобелевского лауреата, чтобы определить соответствие или несоответствие сделки установленным критериям, а не чтобы разработать сами критерии. Наши чиновники, как мы видим, готовы идти дальше.

Но одно дело – хорошая идея, а другое – ее реализация. Оглашение результатов конкурса переносилось уже несколько раз, последний раз их обещали объявить вчера, но этого не произошло. По некоторым данным, постоянные переносы связаны с тем, что победителем оказалась компания, неудобная по политическим причинам, и сейчас чиновники стараются найти выход из этого положения. Идея с привлечением ФНС сторонних налоговых консультантов обречена на провал без открытых и гласных конкурсов и честного отбора. Любые закулисные маневры из-за “политики” подорвут доверие к этому замыслу, и он потеряет смысл.