Статья опубликована в № 1413 от 21.07.2005 под заголовком: ОТ РЕДАКЦИИ: Желтая карточка

От редакции: Желтая карточка

Эксперты S&P признают, что сами по себе финансовые показатели продолжают улучшаться: расходы на обслуживание внешнего долга в 2005 г. – $28,9 млрд (с учетом выплат Парижскому клубу) при прогнозируемом объеме стабфонда на конец 2005 г. в районе $40 млрд. S&P прогнозирует, что средняя цена барреля нефти в 2006–2008 гг. не опустится ниже $40, поэтому нет оснований ожидать резкого падения валютной выручки. А вот стоимость обслуживания внешнего долга в 2006–2008 гг. снизится до $10 млрд в год.

Но, как мы видим, нынешние шальные сверхдоходы от экспорта нефти и другого сырья немногого стоят с точки зрения S&P. Ведь каждой ступени рейтинга соответствует линейка вероятностей дефолта – через год, два, пять, 10, 15 лет. Нынешний рейтинг говорит, что вероятность дефолта России в течение года – 1,76%, в течение двух лет – 5,56%. Цифры невелики и вполне соответствуют нынешнему валютному изобилию, которое может кончиться через три года или через пять лет, а заменить его нечем.

И если чиновники из Кремля постоянно пугают себя и других дестабилизацией и попытками переворота уже в 2008 г., то что говорить о более отдаленной перспективе? По раскладке S&P вероятность дефолта в течение 15 лет составляет 29,5%. Но при таких фобиях властей это можно считать даже оптимистичной оценкой.

Растущие политические риски и торможение структурных реформ, по мнению S&P, не позволяют повысить рейтинг России выше имеющегося уровня. Можно вспомнить, что, повысив рейтинг до инвестиционного уровня 1 февраля 2005 г. (больше чем через год после Moody’s), эксперты S&P тоже критиковали российские власти за рост политических рисков и медленные реформы. Но то, что тогда было лишь неприятным фоном к хорошей новости, теперь бьет по конкурентоспособности страны на мировых финансовых рынках.

Например, Китай, шедший по рейтингу впереди на две ступени, ушел в отрыв – ему рейтинг повысили, с позитивным прогнозом.

Разговоры о вреде “налогового террора” для бизнес-климата и инвестиций уже набили оскомину. Но факт остается фактом: последние 12 месяцев темпы роста ВВП и промпроизводства снижаются, по итогам пяти месяцев 2005 г. – это лишь 5,4% и 3,6% соответственно (за аналогичный период 2004 г. – 7,6% и 7,4%). В июне рост производства ускорился до 7,3%, но экономисты не спешат повышать прогнозы. Да и нефтегазовый сектор – основа рейтингового благополучия сегодня – уже который месяц стагнирует.

При этом соцрасходы бюджета растут, сильнее раскручивая маховик инфляции. Да и разговоры о том, чтобы распечатать стабфонд и пустить его на малопонятные, но неизменно “инфраструктурные” и “инновационные” проекты, разгораются с новой силой.

Остановка или провал реформ также грозят финансовыми проблемами. Счетная палата подсчитала, что к 2008 г. дефицит бюджета Пенсионного фонда превысит $17 млрд, покрывать которые, возможно, будет бюджет – это цена провала пенсионной реформы. А в минувший понедельник S&P выпустил доклад о том, что отсрочка реформы местного самоуправления – даже при всех минусах начала не до конца проработанной реформы – может нанести ущерб кредитоспособности регионов, которые не смогут четко планировать свои доходы и расходы. Но рынок региональных облигаций не дрогнул – все уверены, что федеральный центр не допустит дефолтов регионов. То есть большая часть бремени возможной неплатежеспособности регионов также ляжет на федеральный бюджет. Причем его размер сейчас очень трудно оценить.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать