Теневые налоги

Самое важное, что содержится в последнем отчете фонда “ИНДЕМ” Георгия Сатарова о ситуации с коррупцией в России, – что граждане все меньше хотят давать взятки. Цифры таковы: готовность давать взятку снизилась с 74,7% в 2001 г. до 53,2% в 2005-м – более чем на 20 процентных пунктов. Уменьшилась и интенсивность коррупции, т. е. среднее число взяток в год для дающих взятки, с 1,19 до 0,88 – более чем на четверть.

“ИНДЕМ” обнаружил и еще одну очень важную перемену: в полтора раза (!) выросло количество ситуаций, когда чиновник сам проявлял коррупционную инициативу.

Но самое удивительное в данных “ИНДЕМа” – как немыслимо, чудовищно выросло среднее содержимое конверта с деньгами: более чем в 13 раз для бизнесменов (с $10 200 до $135 800 – на 1231%)! Еще на один результат работы “ИНДЕМа” в связи с этим надо обратить внимание: более чем в 70% случаев дачи взятки толщина конверта была заранее известна взяткодателю.

Комментируя результаты своей работы, авторы отчета обратили внимание на такой прискорбный момент: эффективность коррупции снизилась. То есть взятку берут, а делать – ничего не делают.

Если платеж с гражданина вымогает представитель государства, и он же назначает размер этого платежа, а потом совершенно не обязательно за эти деньги что бы то ни было делает, мы имеем дело с налогом. Пусть этот налог взимается в конверте и – в большинстве случаев – в национальной валюте геополитического противника, это все равно налог!

Говоря на экономическом языке, за четыре года средняя ставка одного из налогов на бизнес выросла в 13 раз. Темпы роста этого “налога” (утолщения взяточного конверта) несопоставимы ни с какими другими экономическими параметрами – эта вещь увеличивается в разы быстрее, чем инфляция, ВВП и золотовалютные резервы ЦБ, вместе взятые.

И прогноз неблагоприятный: хотя двух исследований для корректного описания тенденции маловато, но коррупционная активность чиновников так резко растет, что предположить даже ее стабилизацию невозможно.

Хорошо хотя бы то, что от этого “налога” бизнесмены стараются уклониться. Но принципиально это картину не меняет. Пустыми кажутся разговоры об улучшении делового климата в стране, где один из почти обязательных платежей растет со скоростью около 300% в год.