От редакции: Не интегрируется

У России, Украины, Белоруссии и Казахстана, вероятнее всего, не будет никакого Единого экономического пространства. Мечта об интеграции и о свободном передвижении капиталов, товаров, услуг и рабочей силы по территории четырех государств принесена в жертву другой мечте – Украина предпочитает интеграцию в ВТО и объединенную Европу и не хочет вступать в Таможенный союз с соседями из бывшего СССР.

Отказ Украины от единых таможенных правил и введения наднациональных органов управления – это приговор всему ЕЭП, поскольку именно ради вовлечения Украины в постсоветскую интеграцию это пространство в свое время и затевалось. В 2003 г. Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан уже были благополучно объединены в ЕврАзЭС, но вступать в уже существующую, созданную другими государствами организацию для страны с амбициями Украины было неприлично. Для большего равноправия потребовалось создать новый союз, причем объявил о нем именно украинский президент Леонид Кучма – в Москве в феврале 2003 г.

Но с реализацией масштабного плана сразу же возникли проблемы. Украина никогда не скрывала, что ЕЭП ей нужен главным образом для создания зоны свободной торговли, которая полностью открыла бы российский рынок для украинских товаров (в первую очередь труб, арматуры, оцинкованного проката, сахара и карамели), а также для перехода к взиманию НДС по принципу страны назначения при экспорте нефти и газа (этот переход и без того произошел 1 января 2005 г.). Что же касается Таможенного союза, который отличается от зоны свободной торговли наличием единой внешней таможенной границы с едиными импортными пошлинами, то этот союз очевидно помешал бы планам скорейшего вступления Украины в ВТО, поскольку переговоры с организацией пришлось бы вести на основе синхронизированной с партнерами по ЕЭП позиции. А взгляды на то, какие отрасли и в каком объеме нужно защищать, у Украины и России сильно разнятся.

Конечно, единое экономическое пространство существенно расширило бы границы рынка для российских производителей, снизив при этом их административные издержки. Конечно, объединение с бывшими советскими республиками, для которого есть и исторические, и культурные предпосылки, укрепило бы позиции России в глобальном мире. Но, судя по всему, переживать об этом уже поздно, да) никто, похоже, и не переживает. Власть слишком занята проблемой выживания перед лицом потенциальной угрозы – ей не до стратегических планов интеграции.

Но если вспомнить о демографических проблемах России (по прогнозам Минэкономразвития, население страны сократится к 2050 г. почти в полтора раза – до 100 млн человек) и о сырьевом характере экспорта, то вопрос уже не в том, отпускать ли Украину в ЕС или удерживать щедрыми подарками вроде перехода к взиманию НДС по принципу страны назначения, а в том, куда двигаться самим. Сможет ли Россия оставаться самостоятельным полюсом в многополярном мире, или ей пора обгонять Украину на пути в Европу (тем более что внутренние проблемы Евросоюза вряд ли ускорят процесс украинской интеграции)? Видимо, ответ на этот вопрос будет формулироваться уже после решения проблемы-2008, а до этого времени ни от ЕЭП, ни от ЕврАзЭС, ни от других союзов на территории бывшего СССР не стоит ждать никаких откровений.