От редакции: Шерсти клок

На последнем совещании с правительством президент Владимир Путин недвусмысленно дал понять, что государственный инвестфонд получил поддержку на высшем уровне.

Проект условий отбора проектов для инвестфонда правительство рассматривало в июле 2005 г. Среди его недостатков: нет критериев “общенациональности” проектов (минимальная планка стоимости проекта на уровне 1,5 млрд руб. может отсечь важные, но некапиталоемкие проекты), нечетко прописаны механизмы предоставления госгарантий для проектов и определения прав собственности на построенные объекты.

В новом варианте условий отбора проектов главных изменений два: минимальная планка поднялась до 5 млрд руб., а заявку обязательно должен заверить независимый инвестконсультант. Причем требования к опыту и финансовой стабильности настолько строги, что, например, крупнейший банк Германии – Deutsche Bank или инвестбанк Morgan Stanley им не соответствуют (прежде всего по уровню кредитного рейтинга). Требования по рейтингу – все же это не показатель опыта – еще могут смягчить, но удовлетворять им все равно смогут только крупнейшие западные инвестконсультанты.

Подоплека жестких требований понятна. Минфин, не одобряющий идею инвестфонда, а лишь смирившийся с ней, вероятно, хотел бы минимизировать число заявок. Западные консультанты дорого стоят, и претендентам на госфинансирование придется платить сотни тысяч или даже миллионы долларов, просто чтобы подать заявку. Наверное, такой высокий барьер отсечет откровенную халтуру, нацеленную на освоение средств, но отсечет он и проекты среднего масштаба. Кроме того, крупнейшие мировые инвестбанки уже заработали миллионы на прогосударственном переделе нефтегазовой отрасли.

Инвестфонд может принести пользу в любом случае. Прежде всего несколько облегчит давление на правительство по поводу распечатывания стабфонда. Инвестфонд – это пробный шар в реализации общенациональных проектов, надо отработать все на нем. Более того, правительство вправе теперь требовать ответных шагов от своих активных критиков – тех, кто настаивает на бюджете развития. От депутатов – закона о концессиях, от региональных властей и бизнеса – хороших проектов.

Если же, несмотря на все ухищрения, мониторинг покажет, что деньги уходят в песок без эффекта, – что ж, это позволит закрыть вопрос о мегагоспроектах, а потери ограничатся 70 млрд руб., которые выделены в инвестфонд в 2006 г. Если же выбранные проекты окажутся эффективными, то подходы к их отбору и реализации можно будет использовать для ФЦП и госинвестиций в бюджете, объем которых в 2006 г. составит 380 млрд руб.