От редакции: Пароход приватизации

Большим плюсом продажи акций “ЛУКОЙЛа” на бирже было и то, что в результате не возникло никаких сомнений в прозрачности сделки, государство получило справедливую цену за свои активы. Всю важность этого плюса можно было оценить уже через две недели в ходе аукциона по продаже 75% акций нефтяной госкомпании “Славнефть”, которую в отсутствие конкуренции продали практически по стартовой цене. Другая госкомпания, “Роснефть”, отстраненная от аукциона, в своем пресс-релизе назвала итоговую цену “издевательством”.

Дальневосточное морское пароходство (ДВМП) и его консультант – Deutsche Bank предложили правительству приватизировать госпакет в 19,8% акций компании путем размещения его на одной из западных бирж в виде ADR. Госпакет акций ДВМП должны были продать на аукционе еще в феврале 2005 г., но Росимущество отменило его, посчитав, что установленная цена в $47 млн слишком низкая. И это, видимо, правда – по оценкам аналитиков, интерес международных инвесторов к судоходным компаниям сегодня позволяет на западной бирже выручить за госпакет пароходства до $100 млн. А само пароходство, где замдиректора работает сын премьер-министра Петр Фрадков, в итоге получит листинг на Западе при минимуме затрат.

Единственный на сегодня пример, когда госпакет акций был приватизирован путем продажи на западной бирже, – размещение в Лондоне ADR на 5,9% акций “ЛУКОЙЛа”. Российский фонд федерального имущества почти два года ждал удачного момента для продажи акций и дождался – в декабре 2002 г. за госпакет удалось выручить $775 млн, причем спрос в два раза превысил предложение. Итоги размещения все эксперты оценили как несомненный успех, указав на удачно выбранный момент (правда, тогда никто не предполагал, что нефть может быть дороже $60).

Не менее интересная ситуация сложилась и вокруг приватизации госпакета акций Магнитогорского металлургического комбината (ММК). Менеджмент компании всячески сопротивлялся попыткам некоторых инвесторов вывести акции ММК на российские биржи.

Государство же, будучи тогда еще акционером и собираясь продавать акции, никак не вмешалось в эту ситуацию, хотя даже индикативные, не обязывающие к сделке котировки были бы хорошим подспорьем для более точной оценки госпакета. Не возникло и идеи провести приватизацию через биржу. Итог – аукцион без конкуренции и продажа акций по стартовой цене. Зато теперь менеджеры ММК поражают рынок щедростью дивидендов и думают об IPO.

Благодаря этим и другим мегасделкам финансовый результат приватизации оказывается приличным: в 2003 г. выручка от приватизации составила 91 млрд руб., в 2004 г. – 65,7 млрд руб. Но в “натуральном выражении” все не так блестяще: в 2003 г. из 1655 госпакетов акций продано 630, из 970 ФГУП – 562, а в 2004 г. из 1702 пакетов АО ушли 565, из 1374 ФГУП – 525. Получается, что основную выручку приносит приватизация “эксклюзивного товара”, а “ширпотреб” продается плохо. Тем более важно, чтобы государство получало максимум за самые лакомые куски своей собственности, а не стартовую цену и скандалы в довесок.

Продажа госпакетов акций на западных и российских биржах – самое простое и очевидное решение. Плюс для приватизируемых компаний – листинг на Западе. Государство же не только получает справедливую цену за свои активы, но и расширяет круг инструментов, которых так не хватает российскому рынку (на западный рынок нельзя выйти без листинга на российском). А при размещении на Западе компания должна будет следовать требованиям открытости, что тоже в интересах государства. Наконец, отмена монополии РФФИ и привлечение к приватизации через биржи инвестбанков может снизить издержки государства за счет конкуренции. К слову, продажа на бирже акций “ЛУКОЙЛа” с участием РФФИ обошлась в $60 млн, что очень недешево по меркам рынка.