Новое кончилось

“МиГ” не обманул, и истребитель МиГ-29М ОВТ действительно своими головокружительными двойными кульбитами порадовал посетителей МАКСа. Он едва не затмил главное украшение мировых авиашоу – другой российский истребитель с управляемым вектором тяги двигателя – Су-30 МКИ.

Но планерам и МиГ-29, и Су-30 уже примерно четверть века. Впрочем, о фатальном отставании российской военной авиации от западной по части демонстрации невиданных доселе самолетов говорить не приходится. Только Америка, военный бюджет которой больше, чем у всех остальных стран мира, вместе взятых, за последнее десятилетие разработала два настоящих самолета пятого поколения. Более того, даже Америка смогла оплатить создание и производство истребителя GSF только благодаря тому, что привлекла к финансированию этой программы основных союзников по НАТО и всех других своих главных партнеров по военно-техническому сотрудничеству.

Франция представляет свой истребитель Rafale как самолет пятого поколения, но на самом деле он выставляется на авиационных шоу уже с начала 1990-х гг. А европейский истребитель EuroFighter, который летает уже почти 10 лет, также не представляет собой ничего принципиально нового.

Российский истребитель пятого поколения, как объявил на МАКСе генеральный конструктор “Сухого” Михаил Погосян, начнет летные испытания не ранее 2008 г., когда его американский аналог F-22 отметит пятилетие службы в войсках. А для российских ВВС серийное производство истребителя пятого поколения начнется, по словам Погосяна, только в 2015 г. Но это не трагично с точки зрения обороноспособности. Если у существующих российских истребителей появятся современные оружие и авионика, они вполне способны постоять за себя. Настораживает отсутствие интереса ВВС к модернизации выпущенных в 1980-е гг. МиГ-29 и Су-27. При объявленных темпах модернизации Су-27 весь их парк будет отвечать современным требованиям через 15 лет. Еще хуже, что, судя по экспозиции МАКСа, в России не разрабатываются новые высокоточные малогабаритные авиабомбы и ракеты, которые так любят выставлять на западных выставках Boeing или EADS. Ракета Х-55, запущенная с бомбардировщика Ту-160, членом экипажа которого был сам Владимир Путин, стоит слишком дорого. И хотя Путин заявил, что эта ракета может быть использована против террористов, действительно серьезное применение этого комплекса вооружений против партизан может исчерпать весь годовой закупочный бюджет ВВС. Понять, почему Минобороны при росте гособоронзаказа на десятки процентов в год не заказывает по-настоящему нужное оружие, невозможно.

Эта проблема касается не только военной авиации. То же самое происходит и в других видах вооруженных сил – модернизация уже имеющегося оружия явно не входит в приоритеты Министерства обороны.