От редакции: Потерялся триллион

Из главного финансового документа страны проект федерального бюджета – 2006 постепенно превращается в беспорядочное собрание устрашающих намеков. Причем бояться приходится всем – от мэра Москвы Юрия Лужкова до участников финансового рынка и даже рядовых налоговых инспекторов.

Сначала выяснилось, что, отменив бюджетное задание по сбору налогов для ФНС, на чем настаивал лично президент Владимир Путин, Минфин тем не менее заложил в бюджет 28,5 млрд руб. в виде дополнительных поступлений от налога на прибыль, который инспекторы должны доначислить компаниям в результате налоговых проверок. Другими словами, собирая с участников рынка основные налоги, фискалы должны будут забыть про корыстные интересы бюджета и заботиться исключительно о соблюдении закона (в данном случае – Налогового кодекса), а доначисляя недоимку – плюнуть на закон и думать только про миллиард долларов, за недобор которого можно лишиться премии и даже должности.

Затем мэр Москвы Юрий Лужков обнаружил, что в бюджет не включены расходы на аренду помещений в Москве, и догадался, что ведомство Алексея Кудрина замыслило изъять эти помещения из московской собственности в федеральную. “Коварство Минфина не знает пределов”, – заявил в этой связи столичный градоначальник. Судя по всему, пределов не знает не только коварство, но и изобретательность сотрудников министерства, которые обнаружили в бюджете-2006 неожиданный “выпадающий доход” почти в триллион рублей. Как известно, финансовые услуги по закону не облагаются НДС. А если бы облагались, казна получила бы 899,1 млрд руб., говорится в пояснительной записке к проекту бюджета.

Как чиновники вышли на эту цифру, большая загадка. Ведь чтобы собрать с рынка 899,1 млрд руб., нужно сначала создать на нем добавленную стоимость в размере 5 трлн руб. А по данным Росстата, в прошлом году объем рынка финансовых услуг составил только 303,3 млрд руб. (см. статью на стр. А1). Но дело даже не в этом, а в том, зачем спорная цифра вообще попала в пояснительную записку к бюджету.

Ведь совсем не исключено, что, прочитав, как много страна теряет от одной только “льготы” по НДС, депутаты Госдумы задумаются о том, нужна ли стране такая жертва. Тем более что фискальные возможности государства в принципе безграничны. В СССР действовал, например, налог на бездетность (6% от зарплаты), а сейчас такого налога нет – вот пожалуйста еще один “выпадающий доход” в бюджете будущего года.

Перспектива введения НДС на финансовые услуги наверняка не на шутку встревожит участников рынка. Сотрудники Минфина уверяют, что ни о чем подобном даже не помышляют, и причин сомневаться в искренности их слов в общем нет. Возможно, проблема не в действиях чиновников, а в мнительности отдельных комментаторов. Но когда каждый день читаешь новости о том, как Минфин и ФНС по-разному трактуют налоговое законодательство, поочередно обвиняя друг друга в некомпетентности, или о том, что с 1 января 2006 г. благодаря “технической ошибке” в Налоговом кодексе ни один экспортер не сможет возместить НДС, трудно сохранять хладнокровие. Так что про “выпадающие доходы” лучше от греха подальше не упоминать. Тем более что главная проблема бюджета-2006 все-таки не в том, как бы еще собрать побольше денег, а в том, как потратить собранное без ущерба для экономики.