Правила игры: Наказ избирателя

Приятно давать совет человеку, которому от тебя что-то нужно. Он и слушает внимательно, и скорее последует совету. Так что Михаилу Ходорковскому, если ему удастcя зарегистрироваться кандидатом на довыборах в Госдуму по 201-му (Университетскому) округу города Москвы, лучше выслушать мой совет – если он, конечно, хочет получить мой голос. А, надо сказать, один голос в нашем округе – это не так уж мало: в 2003 г. “яблочник” Михаил Задорнов, один из наиболее последовательных и опытных российских политиков, победил с 27% голосов (у ближайшего конкурента было 26%), а в 1999-м – всего с 21% (у ближайшего конкурента – 19%).

А мой совет Ходорковскому и его штабу состоит в том, чтобы главной силой его избирательной кампании были люди и идеи, а не деньги. Инициаторами выдвижения стали известные политики – Иван Стариков, Владимир Рыжков, Борис Надеждин, Ирина Хакамада, Алексей Мельников. Если они по-настоящему верят в дело Ходорковского, они будут рады агитировать за него – не в телевизорах, а на улицах, на автобусных остановках и около станций метро. Молодые люди – и Рыжков, и Надеждин, и Мельников – могли бы даже и по квартирам походить, объяснить избирателям, почему так важен и символичен сам факт выдвижения Ходорковского и почему ему понадобится голос каждого избирателя. Поверьте, люди куда более серьезные не стеснялись выпрашивать голоса избирателей. Из опыта первых выборов Джона Кеннеди (в конгресс США в 1946 г.) российские политтехнологи взяли многое – и регистрацию кандидатов с теми же именами, что у главных соперников, и подкуп конкурентов, и креативную работу со СМИ. Однако, помимо политтехнологии, сам Кеннеди провел несколько месяцев, выступая буквально на каждом собрании пенсионеров в своем округе или просто агитируя на улицах. Трудно найти среди бедных, циничных и занятых российских студентов бесплатных добровольцев, но как раз они-то и нужны для победы. Во время прошлогодней избирательной кампании в США родители президента Буша, люди совсем немолодые, выступали в основном не перед телекамерами, а перед совсем небольшими группами простых избирателей – бывало, что и перед двумя-тремя десятками человек. Трудно, конечно, представить Евгения Ясина или Григория Явлинского выступающими перед прохожими у метро “Университет”, но Черчилль-то не стеснялся так выступать – что же они, хуже Черчилля?

Задача Ходорковского – не только убедить своих единомышленников в том, что политика – это в том числе и деньги, но и четко сформулировать предвыборную программу. Университетский округ – не очень-то левый. В 1999 г. лидер московских коммунистов Куваев занял четвертое место, а в 2003-м популярный актер и известный левый политик Николай Губенко – третье. Более того, наш округ – в точном соответствии со своим названием – очень критически относится к кандидатам, и, значит, расплывчатыми лозунгами и критикой “путинщины” вообще обойтись не удастся. В 1999 г. “против всех” проголосовало 12%, а в 2003-м – 16% избирателей, что говорит о том, что к политике в 201-м округе относятся серьезно. Впрочем, это как раз и дает Ходорковскому шанс. Если, конечно, его зарегистрируют кандидатом, а это уже совсем другая история.