Мнения
Бесплатный
Статья опубликована в № 1447 от 07.09.2005 под заголовком: ОТ РЕДАКЦИИ: Сладкое будущее

От редакции: Сладкое будущее

Обещания президента в несколько раз повысить зарплаты врачам и медсестрам, а также реализовать ряд других “приоритетных национальных проектов” звучат эффектно и к тому же бьют точно в цель – учителей и врачей в стране несколько миллионов. Но чтобы не отнимать деньги назад при падении цены на нефть хотя бы до $30 за баррель, нужно, чтобы российская экономика росла в год не на запланированные правительством 5,9%, а на фантастические 9,5%, т. е. в полтора раза быстрее. При таком хорошем темпе ВВП увеличился бы за 10 лет в 2,5 раза, чего никогда не обещал даже сам президент.

Можно смело предполагать, что слова Путина, сказанные в понедельник на встрече с правительством, депутатами и членами президиума Госсовета, смакуются и пережевываются в большинстве российских семей. Одно только обещание повысить зарплаты участковым терапевтам, педиатрам и врачам общей практики на 10 000 руб. в месяц, а медсестрам – как минимум на 5000 руб. без преувеличения означает для миллионов сограждан новую жизнь. Для сравнения: сейчас участковый врач вполне среднестатистического Славянска-на-Кубани Краснодарского края получает 1950 руб. в месяц (по 11-му разряду единой тарифной сетки), а врач высшей категории – 2100 руб. (по 14-му разряду). При этом максимальная доплата за стаж составляет 30%, и, проработав, скажем, 20 лет, можно рассчитывать на 2730 руб. в месяц. Повышение такого оклада на 10 000 руб. будет означать увеличение его в 5–6 раз.

При этом в предложениях Путина много довольно несправедливых деталей. Если выполнить обещание президента и повысить зарплату медсестер на 5000 руб., получится, что в том же Славянске-на-Кубани они будут получать гораздо больше, чем все учителя и даже директора школ (6212 руб. против 2000–2500 руб.) При этом никаких конкретных обещаний о повышении учительских зарплат Путин не дает, он предложил только перейти “к так называемому нормативному финансированию учебного процесса, при котором бюджетные средства следуют за учащимися”, ввести ежемесячные надбавки для классных руководителей и учителей начальных классов и ежегодные поощрения для 10 000 лучших педагогов страны в размере 100 000 руб. (про размер обычных зарплат – ни слова).

А если вернуться к врачам, то не очень понятно, чем терапевт или педиатр отличается от хирурга или стоматолога, про которых в президентской речи опять же не было ни слова.

Поэтому очевидно, что за обещаниями улучшить жизнь одним неминуемо должны возникнуть аналогичные авансы другим. Но деревья не растут до небес, и цена на нефть тоже. Бюджет-2004 был бы бездефицитным при $23 за баррель. Быстрый рост расходов на оборону, безопасность, социальную сферу сделали свое дело – бюджету-2005 нужно минимум $30. Бюджет на будущий год рассчитан уже при среднегодовой цене в $40. А инвестбанкиры при составлении долгосрочных прогнозов все-таки ориентируются на среднегодовую цену в $30. Вспомним и о том, что при нынешнем налоговом режиме в нефтяной отрасли рост производства остановился и компенсировать возможное снижение цен нечем. И чтобы не пришлось забирать все социальные блага назад, нужен такой рост ВВП, который обеспечивал бы необходимые доходы бюджета даже без сверхдорогой нефти.

На сколько же для этого должен вырасти ВВП? При цене в $30 – на астрономические 9,5%. Конечно, эта оценка очень условна – предполагается, что все прогнозы правительства по инфляции и темпам роста ВВП в 2005–2006 гг. верны и все доходы бюджета от роста ВВП в 2006 г. на планируемые 5,9% уже расписаны. Доходы федерального бюджета без учета поступлений по ЕСН, по оценке Алексея Моисеева из “Ренессанс Капитала”, составили бы при цене в $30 12–14% ВВП. Тогда, по его же оценке, экономике нужно вырасти в 2006 г. примерно на 3,6% только для покрытия путинских инициатив. А общий рост должен составить те самые 9,5%, что более чем в полтора раза выше нынешних темпов.

В принципе резкое ускорение возможно. Например, в 2003 г. темпы роста экономики подскочили с 4,7% до 7,3%, т. е. в 1,5 раза. Но бурный рост стал возможным в результате структурных реформ 2000–2001 гг., когда активно снижались налоги и административные барьеры для бизнеса. И предложения президента Путина ценой в 115 млрд руб. в таком ракурсе можно рассматривать как недвусмысленное обещание ускорить экономический рост. Тем более что, по словам источников в администрации президента, “национальные проекты” надо рассматривать именно как фундамент под грядущие структурные реформы в сфере образования, здравоохранения, ЖКХ. С этим согласны даже некоторые эксперты. Прежде чем начинать реформы, надо отодвинуть учителей и врачей от черты бедности, считает Дмитрий Белоусов из ЦМАКП.

Жаль только, что четкие планы и сроки реформ в перечисленных сферах пока так и не обнародованы и это заставляет сомневаться, что они существуют в принципе. У властей, если они не готовы поставить “национальные проекты” в зависимость от цен на нефть, практически нет иного пути. И начинать реформы надо уже сейчас, иначе можно не успеть и дешевеющая нефть похоронит под собой и Интернет, и зарплаты врачей, и новые машины “скорой помощи”.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать