От редакции: Свободный радикал

Независимость политики Юлии Тимошенко на минувшей неделе оформилась окончательно. Ей уже не нужно будет тратить силы на то, чтобы подбить нелегкого на подъем Виктора Ющенко на очередную авантюру. Все авантюры теперь – ее собственные.

Нет сомнений, что без нее не было бы майдана. Но, заняв кабинет премьер-министра, Юлия Владимировна отказалась выйти из образа вершительницы судеб. Уже весной можно было наблюдать, как вытягиваются лица у самых разных людей, и у тех, кто ожидал понятных реформ, и у тех, кто ожидал бурного притока инвестиций, и у иностранных инвесторов, в том числе польских, которые после смены власти стояли наизготове и готовы были этот приток организовать. Экономика из фазы активного роста перешла в затухающее полусонное состояние.

Между тем личная популярность Тимошенко на подъеме. По данным КМИС, в конце июня 2005 г. ей доверяли 19,8% граждан на востоке страны и 75% – на западе (у Ющенко 13,8% и 77,7% соответственно), и в целом по стране она опережала его на 1,5%. Экс-премьер образцово отыграла для себя всю ситуацию с отставкой. Теперь она борец с коррупцией и жертва злонамеренного “окружения Ющенко”, не желающего настоящих перемен. У передачи телеканала “Интер”, в которой она выступила в пятницу, зафиксирована рекордная для Украины доля телезрителей – от 65 до 70%.

Но, конечно, не конкурса рейтингов президента и премьера ждали инвесторы от обновленной Украины. И не реприватизации то ли трех, то ли 30–40, то ли непонятно какого количества предприятий, и не ручного управления рынком бензина. Персональный состав украинского правительства позволял надеяться на позитивные перемены. Эксперты признавали, что посты в экономическом блоке заняли исключительные профессионалы в своем деле. Распределение постов в силовом блоке правительства стало сюрпризом: министерские кресла заняли гражданские чиновники. Но это продвинутая мировая практика, что можно было считать подготовкой к радикальной реформе всего силового блока – мере, при всех рисках, необходимой.

Неприятными для инвесторов оказались истории с “Криворожсталью” и Никопольским заводом ферросплавов. А попытки правительства Тимошенко административно регулировать цены на сахар, мясо и бензин в полном соответствии с экономической теорией, проблемы не решили, зато создали новые. Однако, по мнению многих аналитиков, более разрушительными для экономики оказались другие шаги новых властей, ускользнувшие от широкого внимания. Инвесторы среднего масштаба борьбу за крупную собственность воспринимали как нечто вполне понятное и ожидаемое. Но они не поняли отмены налоговых и таможенных льгот в свободных экономических зонах (СЭЗ), которые существовали во многих регионах страны. Именно через такие зоны на Украину пришло до 50% польских инвестиций, именно в такой зоне был реализован первый японский проект на сумму $35 млн – фирма Yazaki запустила производство электрооборудования для автомобилей, ориентированное на экспорт в ЕС. В двух СЭЗ только в Одесском регионе реализуются проекты на общую сумму $60 млн.

Таможенные льготы в СЭЗ привлекли туда импортеров мяса и птицы, которые и использовали основную массу льгот, не имея на это право. И хотя эти компании были известны на рынке, власти предпочли не разбираться именно с ними, а объявить все зоны “налоговыми черными дырами” и отменить льготы для них. Это позволило сделать громкие заявления о борьбе с коррупцией и налоговыми схемами.

Именно СЭЗ, по мнению экспертов киевского Института реформ, стали главным фактором быстрого роста экономики Украины в 2003–2004 гг. Отмена льгот, которые были даны на 30 лет, но отменены новыми властями “за одну ночь”, очень резко снизила инвестиционную привлекательность Украины в глазах иностранных инвесторов. И даже те, кто уже пришел – в частности японцы, стали сокращать инвестиции и переводить мощности на более благоприятные площадки в соседнюю Словакию. Закономерный итог: темп роста инвестиций в экономику упал с 28% в 2004 г. до 4,5% по итогам первого квартала 2005 г., прогнозы роста экономики – 5–7% против 12,1% в 2004 г.

К сожалению, правы оказались скептики, предсказывавшие, что правительство развалится из-за сильной идейной разобщенности его членов. Вероятно, идейная разобщенность и выразилась в странном понимании правительством необходимых экономике перемен. Если судить по ее экономическим решениям, Юлия Тимошенко оказалась радикально левым политиком, причем не очень-то европейского типа.

Резкие и часто нелогичные действия правительства Юлии Тимошенко в экономике, по мнению многих политологов, связаны с борьбой в стане “оранжевых”. Из-за конституционной реформы, прошедшей прямо перед президентскими выборами в декабре 2004 г., революция продолжается. Ее результатом будет становление новой политической коалиции, которая сложится по итогам парламентских выборов в марте 2006 г.

От новых людей у власти ждали новых правил игры – в смысле понятных, некоррупционных. Но Тимошенко решила менять правила в самом буквальном смысле, причем с размахом и без предупреждения. Ей еще предстоит доказать, что левая повестка дня может принимать менее экстремистские формы.