От редакции: Стук оптом

Федеральная налоговая служба не просто предлагает плательщикам доносить на своих контрагентов, но и пытается заключать с ними специальные соглашения “о предоставлении информации” на регулярной основе и в электронном виде. В итоге компании вынуждены выбирать меньшее из двух зол – либо уголовные дела за разглашение коммерческой тайны, либо административные штрафы за непредоставление документов в налоговую инспекцию.

В распоряжении “Ведомостей” оказалась переписка между Самарским управлением ФНС и крупным перевозчиком. Руководитель управления предложил компании на регулярной основе пересылать налоговикам информацию об объемах перевозимых грузов по отдельным категориям отправителей и получателей (в первую очередь чиновников интересовали торговые компании). Свою необычную просьбу налоговики мотивировали тем, что у них имеются предположения о том, что “отдельные налогоплательщики” активно продают и покупают некоторые товары, но при этом присылают в инспекции “нулевую” отчетность, выводя из-под налогообложения “значительные объемы полученной прибыли”. Чтобы взять нарушителей с поличным, чиновникам и потребовались информационные услуги перевозчика. А чтобы склонить его к подобному “сотрудничеству”, налоговики умело давили на гражданские чувства. В письме подчеркивалось, что деятельность недобросовестных налогоплательщиков “не способствует улучшению жизненного уровня населения Самарской области”.

Понятно, что идея налоговиков в случае ее успешного воплощения в жизнь сильно помогла бы в поиске разнообразных минимизаторов. Тем более что при желании подобный опыт можно распространить, например, на все авиакомпании, РАО “РЖД”, на речные и морские пароходства и проч. Если бы все они начали активно доносить на собственных клиентов, торговцам было бы гораздо сложнее занижать обороты и скрывать прибыль. Другое дело, что юристы сомневаются в законности подобной практики.

Предлагая компаниям заключать соглашения об информационном сотрудничестве, налоговики ссылаются на ст. 87 НК, которая позволяет им требовать документы о деятельности налогоплательщика у третьих лиц (в данном случае у перевозчика).

Но сделать это можно только в рамках проверки указанного налогоплательщика (то есть закон никого не обязывает доносить на всех своих клиентов подряд, вне зависимости от того, проверяют ли их в данный момент инспекторы, и тем более – превращать это в регулярную практику, закрепленную специальным соглашением). Ситуация усугубляется тем, что информация об объеме грузов и пр. составляет коммерческую тайну, и раскрывать ее можно только, если этого прямо требует Налоговый кодекс, формулировки которого в случае со ст. 87 довольно туманны.

В итоге одни юристы считают действия налоговиков подстрекательством к разглашению коммерческой тайны, а другие советуют не спорить с инспекцией, чтобы не платить штраф 5000 руб. за непредоставление документов. Кто из них прав, можно выяснить только в суде. В это время в Госдуме рассматриваются законопроект, призванный упорядочить проведение налоговых проверок, но о встречных проверках в нем не говорится ни слова. Правда, документ не принят пока даже в первом чтении, так что у депутатов есть все шансы либо избавить компании от необходимости регулярно доносить на контрагентов, либо, напротив, окончательно узаконить практику “информационного сотрудничества”, чтобы ни у кого не оставалось сомнений в ее важности и полезности .