Статья опубликована в № 1452 от 14.09.2005 под заголовком: ОТ РЕДАКЦИИ: Всему свой забор

От редакции: Всему свой забор

Президент и совладелец “Очаково” Алексей Кочетов никогда не продаст свой бизнес иностранцам. Еще в 1993 г. он пообещал трудовому коллективу, что настанет время и уровень зарплаты в компании будет выше, чем у конкурентов, но при этом “Очаково” навсегда останется российским.

Позиция Кочетова тем более интересна, что “Очаково” – последняя крупная национальная пивоваренная компания в России. Остальные либо уже продались иностранцам, либо объявили о намерении продаться. В свое время руководители и акционеры этих заводов тоже утверждали, что не собираются расставаться с бизнесом. “Ну как с ними можно конкурировать, если у них обороты по $15 млрд? Они по $100 млн выкидывают в течение двух лет только на борьбу с тобой”, – говорил в интервью “Ведомостям” бывший совладелец и президент пивзавода “Степан Разин” Гия Гвичия, продавший бизнес голландской компании Heineken. Гвичия утверждает, что вынужден был так поступить: в противном случае предприятие не смогло бы расплатиться с кредиторами, а новый собственник пообещал увеличить объем производства и сохранить все рабочие места.

В чем стратегичность пивной отрасли, как она связана с национальными интересами? Вот, например, совладелец торговой сети “Седьмой континент” Владимир Груздев считает, что в руках национальной буржуазии непременно должны оставаться газовые, нефтяные, железнодорожные, продовольственные компании и почему-то товаропроводящие сети (которые, по его мнению, нужно защитить от иностранцев законодательно). Наверное, не стоит думать, что промышленный патриотизм строится исключительно на банальной корысти и нежелании соперничать с опасными конкурентами.

Простые граждане, у которых вообще нет никакого бизнеса, полностью разделяют страхи предпринимателей. По данным июльского опроса ВЦИОМ, 55% россиян считают, что продукция отечественных производителей по соотношению цена/качество превосходит иностранную. И только 21,8% опрошенных говорят, что импортные товары лучше. Но несмотря на это, богатея, граждане покупают больше импорта.

По данным Росстата, в 2003 г. ВВП вырос на рекордные 7,3%, номинальный средний месячный доход населения – на 31%, а импорт – на 24,2%.

В 2004 г. при росте ВВП на 7,1% и номинального дохода на 22,5% импорт вырос на 31,8%. Социологи ВЦИОМ объясняют этот феномен своеобразным “самозомбированием”, когда опасения в отношении всего иностранного приводят к занижению истинных свойств импортных товаров.

Экономический патриотизм характерен не только для россиян. В экономической теории известен феномен home bias, когда простые граждане инвестируют свои сбережения в акции предприятия, на котором работают, или в активы компании, которая расположена в их городе. Исследователи считают такое поведение иррациональным, ведь покупать акции работодателя – значит класть яйца в одну корзину (прекрасный пример – банкротство Enron, работники которой лишились своих пенсионных накоплений, инвестированных в акции рухнувшего гиганта).

Возможно, трудности формирования политики в отношении иностранных инвестиций объясняются именно иррациональностью экономического патриотизма. На что должен, а на что не должен распространяться суверенитет? Все действующие в России ограничения на участие иностранного капитала принимались в разное время разными законами и указами по разным причинам. В итоге иностранцы могут владеть не более чем 49% акций авиационных предприятий, не больше 25% совокупного капитала страховых компаний, не более 49% федеральных телеканалов. Все интуитивно понимают, что целиком продавать иностранцам, к примеру, АЭС не стоит, но зачем нужны ограничения для страховщиков или в чем стратегичность ритейла, никто толком не знает. С главным национальным достоянием тоже неясности. По действующему указу президента № 943 доля иностранцев в “Газпроме” не может превышать 14%, а по действующему закону о газоснабжении – 20%, и юристы до сих пор не решили, какую из указанных норм нужно применять. В общем, чужеземец не пройдет. Но пора уже расставить понятные заборы.

В последнем послании к Федеральному собранию президент Владимир Путин попросил правительство навести порядок в этой сфере и подготовить единый закон о том, в каких отраслях иностранное участие нужно ограничивать. В ответ Минпромэнерго предложило пропускать каждый значимый инвестпроект через специальный “межведомственный орган”, куда войдут представители Минобороны, ФСБ, Минэкономразвития, Минпромэнерго, ФАС и ФСФР. Эксперты в один голос твердят о заведомой коррупционности этой схемы, но собственноручно составить перечень “стратегических” отраслей берутся только сильно заинтересованные в исходе дела лоббисты.

В отсутствие стандартов экономического патриотизма на местах выдумываются свои. Например, недавно архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий издал циркулярное письмо, в котором запретил служителям церкви ездить на иномарках, которые, по его мнению, вводят паству в соблазн. Впрочем, всему иррациональному есть предел. Итоги соцопроса ВЦИОМ показывают, что при всем патриотизме россияне меньше всего готовы защищать от заграничных конкурентов отечественный автопром. Так что чиновникам, которым приходится выполнять задание президента, можно только посочувствовать.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать