От редакции: Бензин как зеркало

Граждан огорчает удорожание поездок на личных авто, страшит перспектива повсеместного роста цен, ведь “все на бензин завязано”. Власти беспокоит, что дорожающий бензин мешает и без того не слишком успешной борьбе с инфляцией, а также то, что огорченные граждане грозят забастовками и акциями “бензинового протеста”.

В ряде стран ЕС, где бензин нынче тоже недешев, власти уже прямо давят на нефтяников и угрожают обложить их дополнительным налогом, если те не снизят цены на топливо. И их, европейские, нефтяники снижают цены – правда, ссылаются при этом на чуть подешевевшую нефть. Российские чиновники пока удерживаются от административного давления. Очень уж поучительным оказался опыт “ручного управления” рынком на Украине.

Проблему дорогого бензина в России едва ли удастся решить быстро и просто. Бензин сегодня можно рассматривать как зеркало многих экономических перекосов нефтяной отрасли, нефтепереработки и рынка топлива. Чтобы эти исторически скопившиеся искажения исправить, нужны время и последовательная политика правительства, ориентированная на долгосрочную перспективу.

Главный предмет жалоб нефтяников – структура налогообложения отрасли в целом. Привязка экспортной пошлины и налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) к мировой цене на нефть позволила государству изымать у нефтяников всю сверхприбыль от дорогой нефти. Но плата за изъятие ренты – стагнация добычи нефти и фактическая привязка внутренних цен на нефть к мировым, которые растут, делая сырье для нефтепереработки все дороже.

Правда, объяснять дороговизну бензина только ростом НДПИ вслед за мировыми ценами на нефть нельзя, считают эксперты, не связанные с нефтяными компаниями. Есть еще как минимум два важных фактора, влияющих на цену топлива на российском рынке.

Во-первых, сегодня нет экономических стимулов развивать и модернизировать нефтепереработку в России. В Евросоюзе, например, низкокачественные виды топлива облагаются более высокими акцизами, чем высококачественные. У европейских нефтяников есть прямой стимул инвестировать в производство качественного топлива.

В России же все наоборот: акцизы на низкооктановый бензин ниже, чем на более качественные нефтепродукты, – 2657 руб. за 1 т против 3629 руб. за 1 т.

В России же все наоборот: акцизы на низкооктановый бензин ниже, чем на более качественные нефтепродукты, – 2657 руб. за 1 т против 3629 руб. за 1 т.

Поэтому инвестировать в модернизацию нефтепереработки экономически невыгодно. Тем более что сегодня нет и экологических стандартов, которые вынуждали бы автопроизводителей выпускать машины, требующие более качественного бензина. В результате, по словам президента “ЛУКОЙЛа” Вагита Алекперова, более качественное дизельное топливо по стандарту “Евро-4”, которое производит его компания, в России приходится продавать по той же цене, что и обычный дизель. При этом модернизация завода под стандарт “Евро-4” обошлась в $500 млн.

Вторым же фактором дороговизны топлива эксперты считают высокую концентрацию рынка. В регионах нередко наблюдаются бензиновые монополии или олигополии, когда некоторые компании, торгующие топливом, получают преференции. Например, можно вспомнить попытки внеконкурсного выделения участков под АЗС крупным компаниям в Москве и Санкт-Петербурге. Из-за небольшой конкуренции игрок, доминирующий в регионе, может устанавливать цену топлива в зависимости от покупательной способности населения и диктовать свою цену остальным игрокам на этом рынке.

Очевидно, что в таких условиях административное регулирование цен на бензин ничего не даст. Вряд ли будет эффективна и простая попытка ввести запретительные пошлины на экспорт нефтепродуктов или нефти. Но правительство это понимает и ищет другие пути.

Для преодоления стагнации в добыче нефти чиновники готовы ввести “каникулы” по НДПИ для новых скважин и понижающие коэффициенты по этому налогу для выработанных месторождений. В случае же с топливом хорошей идеей кажется перенос части налоговой нагрузки с НДПИ на экспортную пошлину. Это позволило бы снизить цены на нефть как сырье для внутренней переработки, а для экспортеров, платящих и налог, и пошлину, ничего не изменится.

Есть подвижки и по стандартам. На днях Минпромэнерго объявило, что готовит пакет нормативно-правовых актов по стандартам “Евро-2” и “Евро-4” для бензина и двигателей. По плану все новые модели автомобилей, поставленные на производство с 2008 г., должны соответствовать стандарту “Евро-4”. А с 2010 г. он станет обязательным для всех выпускаемых в России машин. Стимулировать же модернизацию нефтепереработки Минпромэнерго предлагает уменьшением ставок акцизов для более качественного топлива.

Наконец, снизить концентрацию на топливном рынке тоже возможно. Доказывать ценовые сговоры очень трудно, но ФАС может сосредоточиться на том, чтобы обеспечить равный доступ игроков на рынки в регионах. Новый закон “О конкуренции” должен в этом помочь.

Итак, решение проблемы дорогого топлива – это вопрос выбора между долгосрочным развитием сектора нефтепереработки и сегодняшними доходами бюджета. А также это вопрос исправления явных искажений рынка.