Правила игры: По китайской мерке

Год назад я написал колонку, которая называлась “Хорошие новости”. В ней рассказывалось об исследовании, которое проводилось международным коллективом экономистов из Всемирного банка, Калифорнийского университета Беркли и ЦЭФИРа. (Московский центр представлен своим научным руководителем Екатериной Журавской.) Оказалось, в частности, что российские предприниматели и умнее, и трудолюбивее, и мобильнее граждан, не занятых бизнесом. В этом году авторы подвели предварительные итоги аналогичного исследования в Китае. Теперь появилась возможность сравнивать российских бизнесменов не со среднестатистическим россиянином, а с китайскими предпринимателями. Как и в России, в Китае исследование проводилось в семи городах, включая столицу – Пекин.

Мы уже привыкли к тому, что когда Россию сравнивают с экономически развитыми странами – например, странами “большой семерки”, – то государственная коррупция и слабые институты защиты прав собственности в нашей стране сразу выходят на первый план. Неприятные новости состоят в том, что и сравнение с Китаем выявляет те же самые проблемы. И на местном, и на региональном уровне китайские предприниматели сталкиваются с меньшим количеством проблем, создаваемых государством. Коррупция государственных органов и коррупция судов более серьезно сказывается на бизнесе в России, чем в Китае. Китайские бизнесмены уверены, что суды лучше защищают бизнесменов от произвола со стороны государственных органов. Неудивительно, что российские бизнесмены, судя по результатам исследования, демонстрируют большую готовность нарушать законы и, в частности, платить взятки. Впрочем, здесь есть и хорошая сторона – российские предприниматели больше верят людям, в то время как китайские – государственным органам.

Доля предпринимателей примерно в полтора раза выше в Китае, чем в России. Что ж, предпринимательская активность является одним из главных факторов экономического роста. Зато в России разница между индивидуальными характеристиками предпринимателей и людей, не занимающихся бизнесом, меньше, чем в Китае. Эта разница проявляется и в объективных индивидуальных характеристиках – например, в отношении к риску и в оценке трудностей, связанных с бизнесом. То есть, как показывает исследование, хотя российские бизнесмены сталкиваются с более серьезными проблемами, чем китайские, китайские не бизнесмены считают бизнес относительно более сложным и опасным делом, чем российские. Сравнение личностных особенностей жителей разных стран – очень непростая задача, но, во всяком случае, можно сказать, что россияне – и бизнесмены, и не бизнесмены – более мобильны, чем китайцы, – и в профессиональном плане, и в географическом.

Через год будут доступны результаты аналогичного исследования в Индии, а чуть позднее – в Нигерии и Бразилии (в этих трех странах плюс Китай и Россия живет почти половина населения Земли). Если окажется, что российские предприниматели меньше доверяют региональным властям, чем индийские, или что более склонны рисковать, чем бразильские, – это еще ничего. А вот если мы увидим, что суды у нас, по мнению предпринимателей, более коррумпированы, чем в Нигерии, это будет уже по-настоящему плохо.