Конъюнктура: Замените лифт

Политическая жизнь в России в последнее время вращается вокруг стабилизационного фонда. Причем наблюдается два подхода. Первый: давайте потратим его хоть на что-нибудь, ведь даже если разворуют, то что-нибудь потомкам да останется (развернутые сибирские реки, вложения в добычу гелия на Луне в худшем случае, больницы и машины скорой помощи – в лучшем). Второй: пусть деньги лежат в кубышке, может, потомки будут умнее и придумают, как же с ней поступить.

Второй подход честнее – элита признает, что не может предложить эффективные способы распределения нефтяных денег. Во-первых, потому что не все выживут после 2008 г., и это стимулирует проедание. Во-вторых, в разговорах о национальных проектах и стабфонде забывается, что российская элита пока не наделена проектным мышлением и от реализации проектов старается бежать как от чумы. А ведь масса этих самых проектов лежит под ногами. И они осуществимы без допуска к закромам Родины. Скажем, что мешает снизить административное давление на бизнес или приступить к созданию нового центра нефтегазодобычи в Восточной Сибири? И в каждом случае очень сложно назвать имя человека, персонально отвечающего за подобные проекты. По этой же причине почти невозможно найти виноватых в тех случаях, где провалы исполнительной власти очевидны всем. “Кто пришил пуговицы к костюму? Мы”.

В итоге, согласно августовскому опросу ВЦИОМ, 72% россиян считают, что действующая элита не отвечает задачам, стоящим перед обществом. При этом целых 42% уверены, что в стране есть люди и политические силы, способные управлять страной лучше, чем нынешние элиты. Ключевые свойства “лучших людей” – молодость и патриотизм.

В России действительно есть молодые патриоты. Но беда в том, что лифты вертикальной мобильности давно сломаны. Отсюда и всплеск политизации молодого поколения, который многие ошибочно принимают за обеспокоенность судьбами страны. На самом деле это не что иное, как поиск карьерных путей в современной России. Яркий пример тому – движение “Наши”. Молодых ребят привлекает туда не стремление бороться с революциями. Они интуитивно чувствуют в “Наших” замену комсомолу, канал рекрутирования в элиту. Их оппоненты из левых и правых движений делают то же самое – карьеру, только закладывая в свои планы сценарий смены политической власти. Сложно обвинять их в том, что они решили использовать именно этот лифт, – других они просто не видят. Однако такой путь будет лишь повторением пройденного, наливанием нового вина в старые мехи. В итоге мы получим старую политическую систему с новыми лицами.

Между тем в России уже есть поколение относительно молодых и образованных людей, состоявшихся не благодаря шальным деньгам и не потому, что они встроились на стороне бизнеса в красивые схемы освоения госсредств. А потому, что получили образование и сумели стать профессионалами в тех сферах, которых еще 15 лет назад в России не было. И это далеко не только бизнесмены. Да, они частично заняли нишу нынешних двадцатилетних. Но ведь они уже готовы принимать участие в управлении государством. Вот только они почему-то ждут, когда их позовут во власть. Когда откроют двери лифта. Так не бывает. Тем более что лифт сломан. И нужно не чинить его, а строить новый.