От редакции: Дело о 80 копейках

Временами скупость правительства поражает воображение не меньше, чем щедрость президента Владимира Путина. Пока глава государства обещает одним бюджетникам увеличить зарплаты на 10 000 руб. в месяц, кабинет министров платит другим на 80 коп. меньше, чем положено по закону, объясняя это рассеянностью тех, кто готовит тексты постановлений правительства.

Размер зарплаты каждого федерального бюджетника жестко привязан к ставкам так называемой единой тарифной сетки. При этом минимальный оклад соответствует первому разряду этой сетки (всего разрядов 18). Трудовой кодекс и закон “О минимальном размере оплаты труда” запрещает платить кому бы то ни было меньше 1 МРОТ в месяц, поэтому зарплата первого разряда должна быть не меньше МРОТ. С 1 сентября 2005 г. минимальный размер оплаты увеличен с 720 до 800 руб. В соответствии с этим повышением нужно было проиндексировать ставку первого разряда, что и сделало правительство. Правда, с небольшой математической ошибкой. В постановлении № 522 говорится, что с 1 сентября размеры окладов повышаются в 1,11 раза. То есть до 799 руб. 20 коп.

Теперь бюджетники будут получать как минимум на 80 коп. меньше, чем гарантируют Трудовой кодекс и закон “О минимальном размере оплаты труда”. Чиновники утверждают, что сделали это не со зла – просто неудачно округлили 1,1 в периоде до двух знаков после запятой. Поскольку в России примерно 15 млн бюджетников, цена такого округления составляет минимум 12 млн руб. в месяц, или 144 млн руб. в год (а на самом деле гораздо больше, потому что те, кто получает зарплату по 18-му, например, разряду, недополучат не по 80 коп., а по 3 руб. 60 коп.) Примеры подобных ошибок случались и раньше. В конце 2001 г. юристы обнаружили, что, рассчитывая размер пени (1/300 ставки рефинансирования ЦБ за каждый день просрочки), налоговики округляют его не до двух, а до четырех знаков после запятой. Это позволяло им ежедневно начислять должникам на 17 млн руб. больше положенного, но в масштабах отдельно взятой компании это были настолько ничтожные суммы, что никто из плательщиков не решился судиться из-за этого с инспекцией.

В ежемесячной недоплате положенных бюджетникам по закону 80 коп. тоже нет ничего трагичного. Жаль, конечно, что у авторов постановления правительства, которое визировалось сразу в нескольких федеральных министерствах, не нашлось под рукой калькулятора и никто из них не удосужился посчитать, к чему именно приведет планируемая индексация. Конечно, постоянное нарушение закона по мелочам никому не делает чести, и в этой связи чиновникам все-таки стоит быть повнимательнее. С другой стороны, демонстративное неуважение к требованию Трудового кодекса в очередной раз напоминает о бессмысленности этого требования. Зачем вообще привязывать зарплаты к МРОТ, если МРОТ до сих пор не имеет никакого отношения к прожиточному минимуму трудоспособного человека? Этот минимум, устанавливаемый правительством, составлял на IV квартал минувшего года в целом по стране 2690 руб. в месяц.

Кому нужны социальные гарантии в виде минимальной зарплаты, на которую физически все равно невозможно прожить? И если в бюджете достаточно денег, чтобы повышать оклады врачей на 10 000 руб. в месяц, а медсестер – на 5000 руб., то, может быть, пора наконец привязать минимальную зарплату хотя бы к тому скудному прожиточному минимуму, который ежеквартально устанавливает правительство? В противном случае красная цена такой социальной политики так и будет варьироваться на уровне упомянутых 80 коп., из-за которых никто из чиновников наверняка не получит даже выговора.