Статья опубликована в № 1456 от 20.09.2005 под заголовком: ОТ РЕДАКЦИИ: Дело о 80 копейках

От редакции: Дело о 80 копейках

Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Временами скупость правительства поражает воображение не меньше, чем щедрость президента Владимира Путина. Пока глава государства обещает одним бюджетникам увеличить зарплаты на 10 000 руб. в месяц, кабинет министров платит другим на 80 коп. меньше, чем положено по закону, объясняя это рассеянностью тех, кто готовит тексты постановлений правительства.

Размер зарплаты каждого федерального бюджетника жестко привязан к ставкам так называемой единой тарифной сетки. При этом минимальный оклад соответствует первому разряду этой сетки (всего разрядов 18). Трудовой кодекс и закон “О минимальном размере оплаты труда” запрещает платить кому бы то ни было меньше 1 МРОТ в месяц, поэтому зарплата первого разряда должна быть не меньше МРОТ. С 1 сентября 2005 г. минимальный размер оплаты увеличен с 720 до 800 руб. В соответствии с этим повышением нужно было проиндексировать ставку первого разряда, что и сделало правительство. Правда, с небольшой математической ошибкой. В постановлении № 522 говорится, что с 1 сентября размеры окладов повышаются в 1,11 раза. То есть до 799 руб. 20 коп.

Теперь бюджетники будут получать как минимум на 80 коп. меньше, чем гарантируют Трудовой кодекс и закон “О минимальном размере оплаты труда”. Чиновники утверждают, что сделали это не со зла – просто неудачно округлили 1,1 в периоде до двух знаков после запятой. Поскольку в России примерно 15 млн бюджетников, цена такого округления составляет минимум 12 млн руб. в месяц, или 144 млн руб. в год (а на самом деле гораздо больше, потому что те, кто получает зарплату по 18-му, например, разряду, недополучат не по 80 коп., а по 3 руб. 60 коп.) Примеры подобных ошибок случались и раньше. В конце 2001 г. юристы обнаружили, что, рассчитывая размер пени (1/300 ставки рефинансирования ЦБ за каждый день просрочки), налоговики округляют его не до двух, а до четырех знаков после запятой. Это позволяло им ежедневно начислять должникам на 17 млн руб. больше положенного, но в масштабах отдельно взятой компании это были настолько ничтожные суммы, что никто из плательщиков не решился судиться из-за этого с инспекцией.

В ежемесячной недоплате положенных бюджетникам по закону 80 коп. тоже нет ничего трагичного. Жаль, конечно, что у авторов постановления правительства, которое визировалось сразу в нескольких федеральных министерствах, не нашлось под рукой калькулятора и никто из них не удосужился посчитать, к чему именно приведет планируемая индексация. Конечно, постоянное нарушение закона по мелочам никому не делает чести, и в этой связи чиновникам все-таки стоит быть повнимательнее. С другой стороны, демонстративное неуважение к требованию Трудового кодекса в очередной раз напоминает о бессмысленности этого требования. Зачем вообще привязывать зарплаты к МРОТ, если МРОТ до сих пор не имеет никакого отношения к прожиточному минимуму трудоспособного человека? Этот минимум, устанавливаемый правительством, составлял на IV квартал минувшего года в целом по стране 2690 руб. в месяц.

Кому нужны социальные гарантии в виде минимальной зарплаты, на которую физически все равно невозможно прожить? И если в бюджете достаточно денег, чтобы повышать оклады врачей на 10 000 руб. в месяц, а медсестер – на 5000 руб., то, может быть, пора наконец привязать минимальную зарплату хотя бы к тому скудному прожиточному минимуму, который ежеквартально устанавливает правительство? В противном случае красная цена такой социальной политики так и будет варьироваться на уровне упомянутых 80 коп., из-за которых никто из чиновников наверняка не получит даже выговора.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more