От редакции: Попытка № 2

Первая попытка административной реформы в России оказалась неудачной. Резонно было подумать о второй. И вот Минэкономразвития внесло в правительство и предложило для общественного обсуждения план второй попытки штурма цитадели “надменной касты” чиновников – проект концепции административной реформы в России в 2006–2008 гг. Ценность этого документа не столько в анализе, пусть и весьма реалистичном, нынешнего положения дел с админреформой. И не в правильном, но не слишком конкретном описании необходимых мер. Главная ценность концепции – в критериях оценки эффективности реформы.

Авторы предлагают три вида показателей. Во-первых, оценку гражданами деятельности органов исполнительной власти. Второй показатель – уровень издержек бизнеса на преодоление административных барьеров. Здесь авторы концепции используют результаты масштабного совместного исследования организации малого бизнеса “ОПОРа России” и ВЦИОМ о положении малого бизнеса в 80 регионах России. Наконец, третий ориентир – положение России в международных рейтингах качества госуправления. Ориентир концепции – публикуемый раз в два года Всемирным банком индикатор Governance Research Indicator Country Snapshot. Важно и то, что по каждому ориентиру задаются конкретные целевые показатели, на которые нужно выйти к 2008 (год завершения запланированных концепцией мероприятий) и к 2010 гг. Например, по данным “ОПОРы России”, средний размер издержек на преодоление административных барьеров в 2004 г. – 8,5% от выручки. Целевые ориентиры концепции – 5% в 2008 г. и до 3% к 2010 г.

Дополнительный плюс получаемых сторонними по отношению к правительству исследователями ориентиров в том, что они могут быть показателями эффективности не только админреформы, но и собственно работы чиновников. Это тем более важно, что без этих критериев невозможно построить систему финансирования по результатам. А разработка адекватных критериев оценки работы, в частности правительства, как показал опыт админреформы-2004, оказалась непростой задачей. Критерии вроде продолжительности жизни или уровня рождаемости, предложенные комиссией вице-премьера Александра Жукова, слишком опосредованно связаны с решениями правительства. А мнение граждан о правительстве как индикатор его работы, которое тоже предлагал Жуков, едва ли может быть таким критерием просто потому, что реформы практически никогда не бывают популярными. Даже наоборот: в некоторых случаях всплеск негативного отношения к правительству может означать, что оно хорошо работает.

Результаты различных российских и международных (которых к тому же довольно много) исследований бизнес-климата и качества институциональной среды очень хорошо подойдут для оценки успехов и провалов в работе госорганов. К тому же авторы – составители таких рейтингов нередко дают рекомендации по исправлению выявленных проблем. Выставление оценок правительству в зависимости от успехов России в соревновании с другими странами – разумный компромисс, позволяющий и не впадать в дирижизм, и не устраняться совсем от контроля.