Конъюнктура: Утомивший симбиоз

Смена руководства РСПП публично объясняется необходимостью прилива новой крови в организацию. Относительно новизны этой крови сразу же возникают сомнения. Но еще больше опасений в том, что подходы РСПП к общественно-политической деятельности никак не поменяются. Хотя необходимость в этом очевидна.

После начала президентства Владимира Путина очень популярна была тема новой повестки дня в отношениях бизнеса и власти. Подразумевалось, что “новая” власть стала предъявлять “старому” бизнесу много справедливых претензий. Однако все вылилось в банальный спор на тему “кто главнее”. Крупный бизнес ельцинского периода считал, что он приватизировал не только госсобственность, но и государство. При Путине госаппарат вернул себе доминирование. Однако сам симбиоз власти и бизнеса разрушен не был. Обществу по большому счету мало разницы, кто кем командует в этом тандеме. Важно, что система остается прежней. Самый прибыльный бизнес вновь у того, кто сумел выстроить правильные отношения с исполнительной властью, получил собственность по выгодной цене, или удачные госконтракты, или кусочек госинвестиций. А чиновники получают от управления этим процессом (или просто от участия в нем) достойные бонусы. Тем более что “старый” бизнес готов ради сохранения действующих преференций доплатить за грехи молодости – кто в виде налоговых недоимок, а кто в виде так называемой социальной ответственности, являющейся не чем иным, как формой отступного государству. Реально же никакой социальной ответственности бизнес не несет. Иначе бы Россия не напоминала один роман Герберта Уэллса, где блага жизни принадлежали элоям, которые, однако, периодически пожирались выходившими из подземелья морлоками. Понятно, что наши элои имеют хорошую охрану и живут в отдельных жилых массивах. Но, скажем, всех родственников защитить от встречи с морлоками весьма проблематично.

Социальные вопросы – это прежде всего забота государства. Другое дело – ответственность политическая. Но под ней следует понимать не новую попытку приватизировать государство (а тут технологий много – вплоть до управляемой оранжевой революции). И не стремление отладить нынешнюю систему отношений бизнеса и власти, несколько повысив ее доходность для предпринимательского корпуса. Ведь система сохраняет и бизнес на откатах, и монопольное положение ряда компаний, закладывая тем самым увесистую бомбу под мечту об эффективном государстве.

“Старый” бизнес вряд ли сможет пересмотреть свои проверенные методики общения с властью. В то же время в России появляется и другой тип бизнесмена, который добивается решений прежде всего за счет собственных коммерческих, а не лоббистских способностей. Есть предприниматели, отстроившие свой бизнес, не приватизируя госактивы со скидкой и не помогая осваивать бюджетные деньги. В то же время уроки выживания по дороге к “развитому капитализму” наложили определенный отпечаток на их поведение. Они подчеркнуто аполитичны и предпочитают имиджу общественных деятелей образ безбашенных эпатажников. Вот и в РСПП мы видели конфликт красных директоров с олигархами, но уж никак не с новой генерацией бизнесменов, пока отказывающихся играть в политику. Хотя долго так отсиживаться не удастся. Не хотите заниматься политикой – политика займется вами.