От редакции: По течению и против

Усиливается ощущение, что мы находимся в точке исторического выбора: радикальные структурные реформы со всеми их издержками – или движение по инерционному пути. Пока кажется, что антиреформаторская партия побеждает. Высокие цены на нефть – это реальность, которая им на руку. Сторонники реформ могут только рассказывать сказки о будущем – страшные или, наоборот, утопически прекрасные.

Казна ломится от денег. Реальные доходы граждан в сентябре 2005 г. увеличились на 9,1% к тому же периоду прошлого года, розничная торговля – на 11,9%. Прямые иностранные инвестиции за I квартал 2005 г. выросли в 2,4 раза к тому же периоду 2004 г. А вице-премьер Александр Жуков уверяет, что бюджету не страшно даже двукратное падение цен на нефть.

Но при детальном анализе картина портится. Точка “безубыточности” бюджета-2006 с учетом выросших соцрасходов находится, по оценкам экономистов, на уровне $30 за баррель, так что заявление Жукова при ценах ниже $60 за баррель кажется спорным. Еще одна угроза – неразвитость российской финансовой системы, создающая серьезные риски для экономики в долгосрочной перспективе. Причем этот недостаток не могут сгладить ни дорогая нефть, ни приток иностранных инвестиций. Такие выводы следуют из доклада ЦМАКП “Вызов национальной конкурентоспособности: сценарии экономического развития России до 2020 года”.

Напротив, приток иностранных инвестиций без соответствующего развития финансового сектора, по оценке авторов доклада, повышает риски реализации в России описанного в докладе “инерционного сценария”. Ведь неэффективная финансовая система не позволяет перераспределять потоки капитала внутри экономики. В итоге к 2015 г. нас ждет, в частности, замедление роста экономики из-за кризисов в финансовом секторе, усиление зависимости от конъюнктуры внешних финансовых рынков и утрата национальной юрисдикции над крупными финансовыми потоками и частью оборота стратегически важных ресурсов.

Отсюда жизненная необходимость реформы банковского и финансового секторов. Нужны национальная система кредитных рейтингов, стимулы к капитализации российских банков и их перевод на западные стандарты учета и управления. Нужны страховые пулы с участием ЦБ – как средство рефинансирования банков. Очевидно, что усилий по развитию финансовой сферы со стороны одной ФСФР, как сейчас, недостаточно – нужны скоординированные усилия всех госорганов.

Есть еще одна сказка о будушем – жизнеутверждающая. Экономист “Атона” Питер Уэстин уверен, что реформы могут превратить дорогую нефть из проклятья в благо для России. При сохранении цен на нефть на уровне $50 ВВП на душу населения будет расти в среднем на 6,5% в год и к 2015 г. достигнет $20 073 (сейчас $5187). Стабфонд вырастет до $557 млрд, а удвоение ВВП произойдет лишь на год позже целевого 2012 г. В случае же если нефть дойдет до уровня в $100 за баррель (маловероятно, но возможно), плоды реформ могут быть просто невероятными: удвоение ВВП к 2011 г., паритет с Португалией по ВВП на душу населения – в 2012 г., а к 2015 г. ВВП России будет больше, чем у Германии и Великобритании, и в стабфонде скопится $1,5 трлн. Но это если не плыть по течению.