От редакции: Китайский поворот

Хотя экономический рост сыграл ведущую роль в уменьшении уровня бедности в мире и во многих развивающихся странах, сам по себе он – необходимое, но недостаточное условие победы над бедностью. Нужны механизмы перераспределения национального дохода. Причем настроены они должны быть очень тонко – обеспечивать всем некий приемлемый минимум, не подрывая инициативу и не рождая иждивенческих настроений. Но прежде чем настраивать пианино, надо его купить.

Китай, похоже, переходит к стадии настройки. Экономика Поднебесной уже больше 25 лет растет средними темпами выше 10% в год и лишь в последние годы замедлилась до 9–9,5% в год. Неудивительно, что, по оценкам Всемирного банка, именно из-за роста Китая и Индии доля населения Земли, живущего в нищете, снизилась за 20 лет почти в два раза – с 40,4% до 21,2%.

Но количество протестов и акций неповиновения по всей стране растет из года в год и они становятся все более массовыми. Если в 1994 г., по официальным данным, в Китае состоялось лишь 10 000 акций протеста, то в 2003 г. их было 58 000, а в 2004 г. уже 3,7 млн человек приняли участие в 74 000 “незаконных демонстрациях” или “массовых инцидентах” (термины органов правопорядка).

Важность угрозы социальной нестабильности в долгосрочной перспективе признали уже и власти. По всей стране созданы спецотряды, аналогичные российскому ОМОНу, для быстрого подавления самых опасных выступлений. Ужесточен контроль за неправительственными организациями, особенно финансируемыми из-за рубежа (звучит знакомо, не правда ли?). Но решения и планы на 11-ю пятилетку (2006–2010 гг.) показывают, что китайские власти не только закручивают гайки, но и пытаются устранять причины проблем.

Основные из них две. Во-первых, рост правосознания среднего класса, увеличивающегося в числе из-за экономического роста и все более склонного бороться за свои права – пока, правда, имущественные. Решить эту проблему без либерализации политической модели трудно, а к этому власти еще явно не готовы. Но это пока не так и опасно: протесты горожан не очень массовые и обходятся без насилия.

Другое дело – социальное и имущественное расслоение. По официальной статистике, 10% самых богатых семей контролируют около 40% общественного богатства, а 10% самых бедных – лишь 2%. Еще хуже, что экономический рост почти не улучшает положения крестьян, которых 60% населения: в 1994–2004 гг. их средний доход вырос лишь на 2,5% против роста на 74% у горожан. Именно на устранение этих перекосов и должны быть направлены усилия властей, гласит план новой пятилетки. Варианты решения: аграрные субсидии и создание к 2010 г. базовой системы соцобеспечения.

Кажется, что социальные инициативы президента Владимира Путина и обещания удвоить зарплаты бюджетникам к 2008 г. – шаги, предпринимаемые в одной и той же логике. Но есть большая разница: Китай построил у себя стабильно и быстро растущую экономику, на базе ресурсов которой и приступает к решению важнейшей для него проблемы. У нас проблема та же, а вот базы для ее решения – 25 лет роста ВВП на 10% в год – нет, а есть лишь небольшой в общем-то запас шальных нефтяных денег и отчаянная надежда, что их источник не иссякнет.