От редакции: Тесная колыбель

Когда Уинстон Черчилль после войны говорил о необходимости создания Соединенных Штатов Европы, он имел в виду прежде всего не экономический и не военный союз, а союз ценностей. Россия была принята в Совет Европы в 1996 г., но партнеры по объединению напоминают, что наша страна до сих пор не исполнила всех взятых на себя гуманитарных обещаний, в частности отказывается дать однозначный государственный ответ на вопрос, казнить или не казнить преступников.

Совет Европы, созданный в 1949 г., был задуман именно как объединение стран, подписавшихся под определенным набором гуманитарных стандартов. Совет Европы заботится не о внутренней или внешней политике, не о рынках и пошлинах, а о соблюдении прав человека, свободе слова и мнений, о верховенстве закона. Совет и старше, и шире Евросоюза географически – среди его членов есть Сербия и Черногория, Россия, Азербайджан, Турция и множество других стран, не входящих в ЕС, но являющихся частью так называемой “Большой Европы”.

Оценивая успехи России, представители Совета Европы отмечали минувшим летом, что меньше всего прогресса достигнуто в исполнении следующих обязательств: отмена смертной казни, вывод российских войск из Молдавии и обязательство по преданию суду лиц, виновных в нарушении прав человека, особенно в связи с событиями в Чечне. В том, что касается смертной казни, речь идет о ратификации 6-го протокола к Европейской конвенции о правах человека. Из 46 стран-членов Россия единственная, кто этого не сделал. Конечно, европейцам известно, что уже почти 10 лет в стране действует введенный указом президента Бориса Ельцина мораторий на смертную казнь. А в феврале 1999 г. Конституционный суд поддержал это решение, запретив выносить смертные приговоры до введения во всех регионах страны судов присяжных. Но отмена казни де-факто – это уклончивая позиция. С точки зрения Совета Европы, настоящая отмена – это законодательный запрет.

Российские представители в Совете Европы считают, что, если 6-й протокол не будет наконец ратифицирован, недоброжелатели России получат в свои руки больше аргументов для того, чтобы поднимать в Совете Европы другие вопросы. Например, такой: непропорциональное использование телевидения в пользу одной партии и одного кандидата на последних выборах.

Есть еще вопрос передачи изоляторов временного содержания из ведения Федеральной службы безопасности в ведение Минюста. Кроме того, члены Парламентской ассамблеи смогут помешать тому, чтобы Россия возглавила комитет министров Совета Европы, что должно произойти в мае 2006 г. А отказ признать председательство России негативно скажется на имидже страны, которая должна будет еще и председательствовать в “большой восьмерке”. Стоит помнить и о том, что именно Совет Европы как носитель ценностей – настоящая площадка для ведения диалога о положении русских меньшинств в странах Балтии. Так что в интересах политических властей добиваться ратификации 6-го протокола.

Но это может оказаться непростым делом, поскольку дискуссия рискует снова перейти из политической плоскости в этическую, и тогда ей не будет конца. Отмена казни – политическое решение. А у нас по этому вопросу нет единства даже в “Единой России”. Председатель думской комиссии по проблемам Северного Кавказа Владимир Катренко высказался за восстановление смертной казни в качестве наказания за терроризм. Между тем председатель комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников заявил о необходимости скорее принять протокол и не ставить под вопрос положение России в международных институтах.

Черчилль говорил, что объединение по принципу единых ценностей нужно для возрождения Европы, “колыбели современных наций и цивилизации”. Можно, конечно, отмахнуться от всех этих носителей европейских ценностей, поскольку Россия все равно не поместится ни в какую колыбель. А можно вспомнить, что опыт самодостаточного и закрытого существования у нас уже был.