От редакции: Гуманитарная помощь

В минувшую субботу стало известно о том, что в аэропорту Ташкента бесследно исчез депортированный в Узбекистан из России 19-летний студент одного из вузов Казани Марсель Исаев. В Россию из Узбекистана он прибыл в 2004 г., его родители и младший брат, проживающие в Оренбургской области, – граждане России. В Узбекистане у него никого не осталось и с этой страной его ничто не связывает, о чем он прямо и однозначно заявлял. Он намерен был принять российское гражданство и остаться в нашей стране. Но после задержания в начале сентября 2005 г. в Казани ему было отказано в продлении регистрации и суд приговорил его к депортации. Исаев написал заявление о предоставлении ему политического убежища, и оно было принято к рассмотрению, но в нарушение закона он все же был депортирован 12 октября 2005 г. и пропал. Родственники возлагают вину за его исчезновение на узбекские спецслужбы, которые могли подозревать его в связях с запрещенными исламистскими партиями.

К сожалению, случай Марселя Исаева – далеко не единственный пример того, как узбекским спецслужбам удается получать в свои руки интересных им людей с территории России. В частности, сейчас решается вопрос об экстрадиции 14 этнических узбеков (из них один – гражданин РФ и один – гражданин Киргизии), задержанных в Иваново в июле 2005 г. По данным правозащитного общества “Мемориал”, эти люди сначала были задержаны российскими правоохранительными органами, их данные были отправлены в Узбекистан, который после этого и объявил их в розыск по подозрению в причастности к событиям в Андижане летом этого года. При этом задержанные через своих защитников уже заявляли о том, что в СИЗО они подвергались пыткам и их допрашивали сотрудники узбекских спецслужб. Опасаясь экстрадиции в Узбекистан, где по “андижанским” обвинениям их ждет наказание вплоть до смертной казни, в конце сентября 2005 г. часть задержанных объявляла голодовку с требованием независимого международного расследования обвинений, которые им предъявляют узбекские власти.

Справедливости ради нужно отметить, что российские суды регулярно отказывают узбекским властям в экстрадиции тех или иных людей. Тем более что статья 61 Конституции РФ запрещает выдачу российских граждан иностранным государствам – за совершенные за границей преступления их должны судить и наказывать в России. Но есть сомнения, что отказ в экстрадиции гарантирует безопасность тем, кого преследуют узбекские власти. Даже если это граждане России. По сведениям “Мемориала”, за последние два года было как минимум три случая, когда люди просто исчезали в нашей стране, а обнаруживались уже в узбекских тюрьмах. И в двух случаях это были граждане России.

Так было с Маннобжоном Рахматуллаевым, преподавателем ислама из Узбекистана, проживавшим в городе Марксе Саратовской области. Он был задержан в 2002 г. в связи с запросом узбекских властей на экстрадицию, в которой было отказано. Проведя год в СИЗО, он освободился в октябре 2003 г. и подал заявление на получение гражданства РФ. Не помогло – 21 июля 2005 г. в дом Рахматуллаева ворвались трое в масках, избили его и увезли. Позже стало известно, что он был самолетом переправлен в Узбекистан и осужден. Совсем недавно – в сентябре 2005 г. на выходе из Казанского СИЗО исчез гражданин России 43-летний Алишер Усманов, работавший преподавателем шариата в Казанском высшем мусульманском медресе им. 1000-летия ислама. В 1998 г. власти Узбекистана уже объявляли Усманова в розыск, но его экстрадиция как гражданина России была невозможна. Позже уже российские спецслужбы обвинили его в организации региональной сети запрещенной исламской партии “Хизб ут-Тахрир” и отправке боевиков в Чечню – так он и попал в СИЗО. В суде эти обвинения не подтвердились, но Усманов все же был осужден на девять месяцев лишения свободы за незаконное хранение боеприпасов. При этом он заявил, что изъятые при обыске граната и тротиловая шашка были подброшены сотрудниками правоохранительных органов. Третий похищенный, зять Рахматуллаева Руваждин Рахманов (он не был гражданином России), был также похищен 11 июля 2003 г. сразу после освобождения из Саратовского СИЗО, после того как суд также отказал в его экстрадиции. Позже его обнаружили уже осужденным в Узбекистане.

Все эти коротко пересказанные истории заставляют о многом задуматься. И не только о резко потеплевших отношениях между Москвой и Ташкентом. Ведь тот факт, что граждане страны исчезают на ее территории, а потом оказываются в иностранных застенках, – просто позор для любого государства. Что это за гуманитарная помощь диктатору? Кто у кого здесь в “подбрюшье”? Похожие истории в мире вызывают как минимум скандалы, после которых начинаются расследования и отставки.