От редакции: Туман войны

Российские генералы продолжают отстаивать бастионы секретности, оставшиеся с тех времен, когда на советских картах не было некоторых дорог и даже целых городов. Печально то, что это мешает не столько иностранным шпионам, сколько развитию нашей собственной экономики – в частности, реализации проектов в сфере высоких технологий, интересных и самим военным.

Иностранные инвесторы постоянно жалуются правительству на излишнюю засекреченность России. Иногда власти идут навстречу бизнесу: в 2004 г. рассекретили запасы золота, а в 2005 г. – запасы платиноидов и алмазов. Большой тайны эти запасы все равно не составляли, но секретность мешала росту капитализации “Норникеля” и “АЛРОСА”. Однако военные картографы не хотят рассеивать “туман войны” и рассекречивать подробные карты, утверждая, что это может повредить обороноспособности страны.

“Туман войны”, о котором писал великий военный теоретик Карл Клаузевиц, действительно важный фактор в судьбе любой военной кампании. Суть его в том, что полководец неизбежно сталкивается с тем, что никогда не может знать наверняка, – что именно замыслил противник и как он разместил свои силы. При жизни Клаузевица (1780–1831) и вплоть до конца прошлого века секретность точных и подробных карт играла важнейшую роль в тактике войны.

Но сегодня лицо войны изменилось до неузнаваемости. Благодаря спутникам-шпионам топографическая секретность стала условностью. Стоит вспомнить и то, что при распаде СССР на Запад уплыло множество военных карт.

Наступление американских войск в Ираке в 2003 г. чаще тормозила не нехватка патронов, а дефицит батарей к ноутбукам и аппаратам спутниковой связи. Да что войска – любой желающий на сайте maps.google.com может во всех подробностях и в “секретном” масштабе рассмотреть любой уголок, к примеру, Москвы – свой двор, двор Генштаба, здание ФСБ и любую воинскую часть.

Признают важность шпионской космонавтики и в России – финансирование ФЦП по развитию российской военной глобальной спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС в 2006 г. должно вырасти вдвое – до 1,704 млрд руб. против 880 млн руб. в 2005 г. Опыт же американского GPS показывает, что часть средств на развитие и содержание системы вполне можно заработать и самим, продавая услуги позиционирования и ориентирования авиа- и судоходным компаниям, курьерским службам да и просто частным лицам. Но для этого нужно рассекретить подробные карты и разрешить точное – точнее 5 м – позиционирование, которое сегодня в России тоже запрещено (и все продающиеся приемники GPS, по сути, незаконны).

Получается, упрямство военных мешает не только нефтяникам осваивать новые месторождения, а российским картографам – зарабатывать на продаже точных карт, но вредит развитию высокотехнологичной системы, нужной прежде всего самим военным.