От редакции: Платный лифт

Повысить доступность высшего образования для молодежи и одновременно повысить ответственность студентов, создать базу для конкуренции среди вузов и работающие “социальные лифты” – какой другой проект, претендующий на статус национального, может принести столько пользы? Проект “Образовательный кредит” – может. Правда, среди президентских приоритетов, на которые в 2006 г. будет потрачено 142 млрд руб., его почему-то нет.

Идеология проекта такова: кредит и проценты не надо выплачивать во время учебы, выплаты – по окончании вуза; одолжить деньги можно на обучение или на проживание (актуально для талантливых, но бедных студентов, штурмующих Москву); государство субсидирует ставку по кредиту. Но необходимых на это в 2006 г. 400 млн руб. у Минобразования нет, а Минфин отказывается увеличивать расходы бюджета.

Проект “Образовательный кредит” – жизненная необходимость для российского высшего образования. Главное, что может экономический механизм кредита и чего не может никакой политический механизм государства, – привязать финансирование к конкретному абитуриенту-студенту. В результате финансирование вуза определяется не его историей, прошлыми заслугами или статусными выпускниками, а наличием или отсутствием спроса на его образовательные услуги со стороны потребителей – возникает конкурентная среда.

Конкуренция же – мощнейший стимул развития. В частности, конкуренция – один из базовых принципов, на которых построено американское высшее образование, переживающее ныне свой триумф. В двадцатке лучших вузов мира по версии авторитетного Института высшего образования шанхайского университета Цзяо Тун – 17 американских. При этом американские вузы конкурируют друг с другом за студентов, профессоров и даже спортсменов.

Еще один важный принцип, на котором стоит американское высшее образование, – ограниченная роль государства в финансировании вузов. Деньги от государства – это, как правило, плата за исследования, и распределяются они на конкурсной основе. Основную же роль играют плата за обучение и пожертвования (в том числе и от выпускников), сумма которых в 2004 г. составила $24,4 млрд.

Образовательный кредит, особенно с субсидированной ставкой, сделает платное образование доступным для большего числа людей в России, а вузы, в свою очередь, будут меньше зависеть от государственных средств, что тоже несомненный плюс.

Немаловажным может быть и дисциплинирующий эффект, который будет иметь кредит. Взвалив на себя такое бремя и ответственность, студенты будут склонны более прилежно относиться к учебе, заранее задумываться о трудоустройстве и своих карьерных перспективах. И, кстати, более требовательно относиться к тому, что им преподают, – это опять к вопросу о конкурентном отборе вузов.

Наконец, высшее образование – один из немногих все еще действующих “социальных лифтов”, т. е. механизмов, позволяющих людям, у которых есть талант, но нет денег и связей, продвинуться в обществе. Но этот лифт уже давно не бесплатный. Преодолеть конкурс на бюджетные места без подготовки на курсах или с репетитором очень сложно. Иногда нельзя обойтись без взяток. А неработающему студенту надо на что-то жить. Проект “Образовательный кредит” позволяет отбросить лицемерие насчет “бесплатного” образования и сделать вузы реально доступными для большего числа молодых людей.

Законопроекту “Об образовательном кредите”, написанному при участии Российского союза промышленников и предпринимателей, Ассоциации российских банков и Высшей школы экономики, хочется пожелать скорейшего принятия. Но почему этой идеи нет в списке нацпроектов? Общее свойство всех озвученных президентом приоритетов – это их популярность у населения и бизнеса. Может быть, в Кремле считают, что образовательный кредит – это слишком откровенное и болезненное для общества признание, что бесплатного образования для всех больше нет? Но ведь это очень нужный проект, и к тому же работающий на будущее. Это шаг к настоящему реформированию системы образования в новых экономических условиях.