От редакции: Искусство счета

На днях деятельность российской Счетной палаты проверили аудиторы Национального контрольно-ревизионного управления Великобритании. Это было плановое мероприятие в рамках международного сотрудничества высших органов финансового контроля. По мнению британских ревизоров, более эффективной работе российских контролеров мешает отсутствие независимого бюджета и независимого аудита СП. Еще один недочет, отмеченный британскими контролерами, – недостаточно эффективное сотрудничество палаты с правоохранительными органами.

Возможно, на этот вывод британцев натолкнуло то, что результаты проверок Счетной палаты не привели к судебным разбирательствам и наказанию высокопоставленных чиновников. Отчеты аудиторов о расходовании государственных денег, к примеру на ликвидацию наводнения в Якутии в 2001 г. или восстановление Чечни, так и не привели к громким уголовным делам.

Между тем проверки зарубежных государственных контролеров нередко приводят к громким разоблачениям. Например, бельгийские контролеры выяснили в 1995 г., что генсек НАТО Вилли Клаас, будучи министром обороны Бельгии, подписал сомнительный контракт на поставку итальянских боевых вертолетов. Клаас вынужден был уйти в отставку. А проверка генерального аудитора Канады в 2002 г. выявила, что фонд социального страхования выдал 5 млн “лишних” карточек пенсионного страхования при 22 млн работающих. Должностей лишились десятки чиновников фонда.

Российские государственные контролеры объясняют ситуацию недостаточностью своих полномочий. В 2002 г. глава СП Сергей Степашин лоббировал принятие поправок в закон о Счетной палате. В соответствии с ними она должна была превратиться в главный орган финансового контроля в государстве, которому подчинялись бы ревизоры Минфина, а все кредитные учреждения, включая ЦБ, представляли бы сведения о счетах своих клиентов. Но эти поправки Дума отклонила.

Однако причина недостаточной эффективности работы СП лежит не столько в несовершенстве законов, сколько в подконтрольности парламента исполнительной власти. СП ведь орган парламентский. Кандидатуру председателя Счетной палаты, как и претендента на губернаторский пост, представляет президент. А лояльный руководитель Счетной палаты вряд ли заинтересован в полномасштабных и объективных проверках государственных и частных компаний, руководители которых близки к главе государства. Крупные бизнесмены используют эту близость, как князья и бояре XVI–XVII вв. для того, чтобы превратить свои вотчины в “белые слободы”, свободные от излишних фискальных тягостей.

Невозможность добраться до реальных растрат и прочих нарушений Сергей Степашин компенсирует громкими заявлениями по предметам, находящимся за пределами его компетенции. Он, к примеру, требовал упорядочить взимание акцизов с алкогольной продукции, проверить эффективность действия соглашения о разделе продукции в рамках соглашения “Сахалин-2” и, наконец, использовать средства стабфонда для развития геологоразведочных работ.