От редакции: Бездомная Фемида

Судей петербургского Уставного суда не пускают на работу. Начальство петербургского университета – владельца здания, где до последнего времени располагался суд, объявило о начале его инвентаризации и запретило пускать туда “посторонних”, в том числе и судей.

Этот маленький (всего семь судей), но гордый (местный аналог Конституционного суда) и независимый суд (неподотчетен даже КС) знаменит не только своей бездомностью. За время работы судьи Уставного суда признали незаконными целый ряд решений городских и районных властей. До поры до времени губернаторы Владимир Яковлев и Валентина Матвиенко сдерживали свой гнев. Они опасались, что давление на Уставный суд вызовет негативную реакцию в столице. Ведь его бывший председатель Николай Кропачев по сей день возглавляет кузницу кремлевских кадров – юридический факультет Санкт-Петербургского университета, который закончили Владимир Путин, Дмитрий Медведев, Дмитрий Козак, председатель Высшего арбитражного суда Антон Иванов и четыре судьи КС.

Однако весной нынешнего года чаша губернаторского терпения переполнилась. Тогда Уставный суд принял решение о незаконности изданного в ноябре 2003 г. постановления городского правительства об образовании администрации губернатора – его канцелярии. Судьи, многие из которых преподают в университете, вынося это постановление, похоже, хотели дать урок классического права автору жалобы – студенту юридического факультета Евгению Голованову. Надо признать, что петербургские юристы, увлекшись чистым правом, отказались принять во внимание политические и экономические последствия своего решения. А последствия были бы такие, что тысячи документов администрации и подготовленные на их основании постановления правительства должны были быть признаны недействительными. А это уже могло повлечь тысячи новых судебных разбирательств и сотни уголовных дел, например о незаконном выделении и расходовании бюджетных средств.

Валентина Матвиенко при поддержке прокуратуры, которая по закону должна следить за исполнением судебных решений, проигнорировала постановление Уставного суда и незамедлительно нанесла ответный удар.

Прогубернаторское большинство Законодательного собрания приняло поправки в закон о суде, которые обязали всех судей переизбраться в течение полугода и запретили гражданам самим обжаловать в суде решения властей. Вслед за этим городской парламент в сентябре отправил в отставку четырех особо принципиальных судей во главе с Николаем Кропачевым. Троих из них вскоре депутаты заменили сторонниками Валентины Матвиенко. Их не смутило даже то, что один из них, Станислав Зыбин, получил диплом юриста лишь несколько месяцев назад, хотя статья 4 федерального закона “О статусе судей” запрещает назначать на пост уставных судей тех, чей юридический стаж меньше пяти лет.

Обычно избегающий однозначных оценок действий исполнительной власти бывший председатель Конституционного суда Владимир Туманов в беседе с “Ведомостями” назвал действия Валентины Матвиенко и ее сторонников административным преследованием неугодных.

В этой локальной, но важной истории исполнительная власть недвусмысленно демонстрирует, кто хозяин в доме, и намекает судебной, что ее упорство или новые “неправильные” решения могут оставить служителей Фемиды совсем без жилплощади. А ссылки Валентины Матвиенко на то, что она не может найти здания для Уставного суда в силу недостатка подходящих объектов недвижимости, вряд ли уместны. За два года своего губернаторства она не раз объявляла о готовности разместить в Санкт-Петербурге Верховный и Конституционный суды России – гораздо более громоздкие организации, чем скромный местный суд.