От редакции: Ни мира ни войны

В выходные Владимир Путин посетит с официальным визитом Японию. С исторической точки зрения трудно найти лучший момент для прорыва в отношениях. В нынешнем году исполняются годовщины сразу четырех соглашений между Россией и Японией.

Целых 150 лет назад, в феврале 1855 г., страны подписали Симодский договор, по которому Сахалин был объявлен совместным владением обеих держав, северные Курильские острова вплоть до Урупа отошли к России, а южные – к Японии. Япония тогда открыла для России три торговых порта.

Петербургский трактат, заключенный в мае 1875 г., изменил границу. Россия получила весь Сахалин и уступила Японии северные Курилы. Почти через тридцать лет, в январе 1904 г., между Россией и Японией разгорелась война. Япония надеялась закрепить за собой Корею и захватить новые позиции в Китае. А российские власти думали смягчить недовольство общества с помощью маленькой победоносной войны. Но Россия потерпела ряд поражений на суше, потеряла почти весь флот, а в центре разгоралась революция. В сентябре 1905 г. будущий российский премьер Сергей Витте подписал Портсмутский мир, сумев свести территориальные потери к минимуму. Токио достались только Порт-Артур и южный Сахалин. Николай Второй, ожидавший худшего, наградил Витте титулом графа.

За царя японскому императору отомстил Иосиф Сталин. В августе 1945 г. советские войска заняли южный Сахалин и Курильские острова, которые после капитуляции стали частью территории РСФСР. С тех пор двухсторонние отношения стали заложником проблемы “северных территорий” – официальный Токио и значительная часть японской общественности считают три южных острова и гряду Хабомаи своими, и, не получив этих земель, Токио отказывается заключать мирный договор с Москвой. По этой причине Россия и Япония формально находятся в состоянии войны – подписанная в октябре 1956 г. двусторонняя декларация предусматривает только перемирие и передачу двух островов после заключения мирного договора. Наконец, в октябре 1993 г. первый президент России Борис Ельцин и бывший японский премьер Морихиро Хосокава подписали токийскую декларацию, в которой обе стороны признавали, что предметом спора являются все четыре острова.

Реально ли вообще распутать этот исторический клубок? При большом желании найти какие-то небанальные решения, договориться, наверное, можно. Но политологи уверены: за два года до парламентских и президентских выборов Кремль не рискнет заключать мирный договор, предусматривающий передачу земель. Это непредсказуемым образом сказалось бы на рейтинге президента, который должен передать хотя бы его часть преемнику. Понятно, что при передаче рейтинга он и так уменьшится. А после 2008 г. решать по-прежнему острую проблему “северных территорий” с помощью компромисса накануне парламентских выборов 2009 г. побоится уже японская правящая элита. За царя японскому императору отомстил Иосиф Сталин. В августе 1945 г. советские войска заняли южный Сахалин и Курильские острова.