От редакции: Британский сигнал

“Национальное достояние” и главный монополист России – “Газпром” продолжает играть в политические игры и “слияния и поглощения”, тратя на это огромные ресурсы. Тем временем грядущие проблемы и компании, и всей российской экономики становятся все более явственными – к счастью, пока на примере других стран.

Проект Северо-Европейского газопровода, пропагандируемый президентом России, не только накажет лишением транзитных доходов строптивые Польшу и Украину, но и выведет “Газпром” на новый рынок – в Великобританию, единственный полностью либерализованный рынок газа в Европе. Там нет долгосрочных контрактов и зависимости от одного поставщика – газ идет из Европы по трубопроводам, а из Норвегии и Персидского залива танкерами доставляют сжиженный природный газ (СПГ).

Танкер – с нефтью или СПГ – можно отправить туда, где больше заплатят. И при тех ценах на газ, что держались в Британии до начала прошлой недели, поставщики предпочитали США и Азию – это было прибыльнее. Даже трубопроводы оказались полупустыми (см. статью на стр. А3). Британцы забеспокоились – жилища и экономика могут оказаться на энергетическом голодном пайке. И из-за таких прогнозов цена газа в Великобритании подскочила сразу на 86% – до $490 за 1000 куб. м, и теперь поставщики скорее всего вернутся, цены несколько снизятся, конец света будет отложен. Но стоит ли “Газпрому” лезть на такой нестабильный и конкурентный рынок – большой вопрос. Трубопровод не танкер, его не развернешь.

Британия и Россия, конечно, не похожи, но есть одна тревожащая параллель. В прошлом Британия сама обеспечивала себя газом и даже экспортировала его. Но ресурсы Северного моря истощились. Только за 2000–2004 гг. падение добычи газа составило 11%. В итоге – рост импорта, резкие колебания внутренних цен на газ и даже риск краткосрочного дефицита.

В России с запасами “Газпрома” проблем нет, но газ нам нужен не под землей, а в домах и на заводах. И тут дефицит возможен: прогноз темпов роста добычи “Газпрома” от инвестбанка Dresdner Kleinwort Wasserstein на период до 2010 г. – 0,6% в год. И те же инвестбанкиры считают, что уже к 2010 г. в газовом балансе страны возникнет дефицит до 85 млрд куб. м – 19% от нынешнего потребления газа в стране. Удастся ли восполнить этот разрыв поставками из Туркмении? А по какой цене? И будет ли “Газпром” держать низкие внутренние цены, особенно если газа будет все же не хватать?

Отвечать на эти вопросы придется уже совсем скоро, ведь вместо инвестиций в разработку запасов, на что нужны миллиарды долларов, “Газпром” предпочитает скупать нефтянку на пике цен – уже идут разговоры о выкупе половины “Славнефти” у ТНК-BP. Но не важнее ли активизировать разработку Штокмановского месторождения и проект терминала СПГ для него? Это обещает не только новые возможности по экспорту газа по самым привлекательным ценам, но и дает гарантии стабильности на внутреннем рынке. Ведь энергоэффективность российской экономики в разы меньше, чем британской. Социальные и экономические последствия единовременного роста цен на газ на десятки процентов будут просто катастрофическими.В России с запасами “Газпрома” проблем нет, но газ нам нужен не под землей, а в домах.