Букер и Поттер

Те, кто говорил, что Россия окончательно утеряла право на звание “самой читающей страны”, и приводил по этому поводу разные статистические выкладки, могут считать себя посрамленными. Во всяком случае, на этой неделе.

Едва успела открыться седьмая по счету ярмарка non/fiction, как напряжение возникло у противоположного фланга издательского рынка: толпы российских поттероманов благоговейно замерли у специально установленных в книжных магазинах хронометров, отмеряющих последние круги до часа Х: сегодня ровно в полночь, а точнее, в 00.01 3.12.2005 в продажу поступит шестой том эпопеи Дж. К. Роулинг – “Гарри Поттер и Принц-полукровка”. Впрочем, злодейски украденные со складов издательства “Росмэн” экземпляры долгожданного романа давно уже обнаружились на пиратских прилавках, о чем неоднократно и не без злорадства сообщали СМИ. А тут еще провокационные футболки и интернет-сообщения, называющие номер страницы (в английском издании – 596-я, в нашем – 613-я), на которой умрет персонаж по имени... Замолчим, чтобы не вызывать проклятия фанатов.

Элемент скандальности вдруг обнаружился даже в таком почти безмятежном сюжете, как букеровский. Премия “Русский Букер”, лауреат которой был назван на вчерашнем торжественном ужине, давно уж так не смущала многия умы. Взяв, с одной стороны, четкий курс на “качественную прозу” и романную фундаментальность толстых журналов, а с другой – вчистую уступив многим из литературных наград “в материальном плане”, “Русский Букер” в последние годы вроде бы потерял общественно значимую интригу. Но в этот раз составители шорт-листа услышали обвинения в “аннигиляции эстетических ценностей”, а потом список (в котором не оказалось никого из лидеров книжного рынка) и вовсе был назван едва ли не позорным фактом русской словесности.

При этом в прессе настойчиво оглашалось имя будущего победителя – Анатолия Наймана. Но, вопреки слухам, победил Денис Гуцко, автор романа “Без пути-следа”.

Иначе говоря, кроме чисто хронологического совпадения между очередными явлениями народу Букера и Поттера нашлись и более любопытные пересечения. Заблаговременные утечки (книг ли со склада, “тайной” ли информации о лауреате) свидетельствуют о том, что брэнд- и PR-менеджеры от литературы что в массовом секторе, что в высоколобом стремятся к одному и тому же – окружить трепетный процесс встречи читателя с книгой тревожной и волнующей атмосферой. А коли мы на это с благодарностью покупаемся и наращиваем объемы книжных продаж, то не столь уж плачевны в стране перспективы книгоиздания, книгочитания и писательского дела.