От редакции: Русский Privacy Act

В ближайшее время Госдума одобрит предложенный правительством пакет законов, определяющих порядок создания и работы с базами данных и контроля над ними. На прошлой неделе законы были приняты в первом чтении. Правозащитники уже опасаются, что создание единого реестра граждан (оно предусмотрено одним из законов – “О персональных данных”) приведет к появлению в России “Большого брата”.

Однако эти страхи представляются преувеличенными. Закон о персональных базах будет принят одновременно с ратификацией конвенции Совета Европы “О защите физических лиц при автоматизированной обработке баз данных”. Она запрещает собирать избыточную информацию о гражданах – в частности, налоговики, к примеру, не должны искать сведения о политических убеждениях налогоплательщиков. А 5-я статья конвенции указывает: данные о здоровье, сексуальной жизни, религиозных и политических взглядах граждан должны храниться строго конфиденциально.

Глава думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин пояснил “Ведомостям”, что в госреестр граждан не будут вноситься данные о “чувствительных” сторонах жизни – здоровье, членстве в общественных и политических организациях и, наконец, судимости.

Предусмотренные им нормы защиты личных данных соответствуют стандартам американского и канадского законов о неприкосновенности частной жизни (Privacy Act). Не исключено, что сбор несанкционированных баз, считающийся сейчас преступлением небольшой тяжести, перейдет в разряд средней тяжести. И наказание, которое ныне не превышает 300 000 руб. штрафа и полугодового ареста, также будет приближено к нормам развитых государств – это штраф в несколько сотен тысяч долларов либо несколько лет за решеткой. Наконец, по новому закону граждане смогут потребовать у операторов баз данных бесплатно предоставить информацию о себе, огласить ее источник и список лиц, имеющих доступ к ней. Исключение составят только данные спецслужб.

Принятие этого закона облегчит и возмещение вреда пострадавшим от разглашения своих данных. Человек, обнаруживший данные о себе в одной из пиратских баз, сможет апеллировать к прокуратуре и милиции с претензиями не к абстрактной службе, а к узкому кругу ее клерков. Если мы воспользуемся этой возможностью и будем требовать адекватного возмещения вреда, то продажа конфиденциальной информации перейдет в разряд рискованного бизнеса уже в ближайшее время.

Впрочем, критики закона из числа независимых депутатов считают, что гарантии сохранности персональной информации для простых граждан недостаточны. Они предлагают дополнить его статьей, предусматривающей обязательную ответственность казны в случае несанкционированного доступа к сведениям о частной жизни человека.