От редакции: Штыки на весах

Вокруг российской армии и реформы армии, которая вроде бы вовсе и не реформа, продолжаются маневры. В них можно увидеть политическую, аппаратную и даже экономическую логику. Однако если смотреть на них с точки зрения реформирования и нашей армии, и превращения ее в реальную военную силу, то логика теряется.

План Минобороны известен: отмена почти всех “социальных” (вроде ухода за престарелыми родителями) и “профессиональных” (вроде обучения в профтехучилище) отсрочек от армии с одновременным сокращением срока армейской службы до 12 месяцев с 2008 г. Однако работа над поправками затянулась настолько, что подстегнуть авторов решил президент Владимир Путин.

По официальной версии, сокращение числа отсрочек и переход на годичный срок службы позволит преодолеть призывную “демографическую яму” 2008 г. Но эксперты полны скепсиса насчет этих выкладок.

Во-первых, наведение порядка в армии, которое обещал министр обороны, а ныне вице-премьер Сергей Иванов, само по себе может заметно снизить число уклонистов и проблему недокомплекта. Однако разделение армии на 200 000 “первосортных” солдат-контрактников в частях постоянной боевой готовности и 800 000 “второсортных” может лишь усугубить разложение военной организации.

Во-вторых, людей все равно не хватит. Моделирование официального и других вариантов комплектования армии, проведенное Лабораторией военной экономики Института экономики переходного периода, показало, что гигантские людские резервы, на которые указывает Минобороны, совсем не так велики. Ведь призывается, по оценкам ИЭПП, не 9–10%, а половина юношей, входящих в призывной возраст и годных к службе по здоровью. Поэтому укомплектовать армию полностью можно, только увеличив число контрактников. Причем боеспособность “более контрактной” армии существенно вырастет, а расходы связи с этим увеличатся не до “нескольких бюджетов страны”, как пугает вице-премьер Иванов, а лишь на несколько процентов от нынешнего уровня, считают военные эксперты ИЭПП.

Официальный вариант реформы похож на аппаратно-политическую игру: за счет отмены отсрочек сохранить миллионную численность армии как базу аппаратного веса Сергея Иванова. А рейтинговые потери минимизировать за счет сокращения службы до года. Подтверждением линии на укрепление позиций Иванова кажется и то, что его повысили до “вице-премьера по ВПК”, хотя он не смог навести порядок в этой сфере даже в своем министерстве.

Законопроект о реформе задерживается. Хорошо, если это вызвано поиском других вариантов. Было бы еще лучше, если бы альтернативы плану Иванова обсуждались открыто.