От редакции: “Газпром” как ЮКОС

Представители “Газпрома” пытаются вмешаться в работу над новой редакцией закона о недрах и де-факто переделить крупные запасы, в том числе еще и не открытые, в свою пользу. Они хотят, чтобы к стратегическим месторождениям (т. е. таким, которые де-факто могут разрабатывать только государственные компании) относили те, запасы которых выше 300 млрд куб. м газа. В проекте нового закона о недрах планка “стратегичности” для нефтегазового сектора установлена на уровне 1 трлн куб. м газа и 150 млн т нефти.

На Западе подобное заявление крупной компании, предлагающей изменить под нее правила игры в отрасли, воспринималось бы как странный курьез, сродни детскому письму Деду Морозу со списком желаний. Но в России все иначе – вспомним, как глава газовой монополии встречался с президентом Путиным, чтобы не допустить даже начала обсуждения реформы газовой отрасли на правительстве. Затем газовый концерн пробил на правительстве повышение тарифа на 23% в 2005 г., несмотря на то, что инфляционный план на 2004 г. провалился. Наконец, выделение “Газпрому” $7,3 млрд государственных денег “на покупки” (оформленное как доведение госпакета в компании до контрольного) и получение им высочайшего соизволения на сомнительную с многих точек зрения сделку по приобретению “Сибнефти” за $13 млрд, против которой выступал, в частности, министр Герман Греф, говорят сами за себя. Очевидно, что кремлевский “Дед Мороз” чутко прислушивается к желаниям газового концерна и не слишком придирчиво выясняет, хорошо ли он себя вел в этом году. А зря.

Монополизм на рынке неизбежно сопровождается общественными потерями – это аксиома экономической теории. Теория управления добавляет: вертикально-интегрированной компании часто бывает сложно следить за эффективностью взаимосвязанных подразделений и минимизировать издержки, тем более что в отсутствие конкуренции стимулов для этого нет. К тому же статус главной госкомпании несет в себе риск расходов, обусловленных политической необходимостью.

“Газпром”, по данным доклада директора по корпоративным исследованиям фонда Hermitage Capital Management Вадима Клейнера, представляет собой букет всех этих проблем: непонятные посредники в поставках газа на Украину и закупках материалов стоят компании миллиарды долларов в год; газопровод с проблемной эффективностью “Голубой поток” в расчете на 1 км оказался вдвое дороже турецкой части (при том что турецкие подрядчики в итоге получили тюремные сроки); расходы на персонал, значительная часть которого трудится в непрофильных подразделениях – в частности, в купленных по политическим причинам СМИ, – вышли из-под контроля и достигли $1,5 млрд. Неэффективность монополии, таким образом, заметно увеличивает общественные потери.

Устанавливая правила игры в ключевой для страны отрасли, “Газпром” будет делать то же самое, в чем обвиняли владельцев ЮКОСа, т. е. будет стремиться приватизировать государство и стать монополией в квадрате, увеличив, соответственно, суммарные потери общества. Газовый гигант увлеченно скупает нефтяные, энергетические, машиностроительные и медийные активы, его долг растет, а денег на основную деятельность – добычу газа – не остается. Освоение Ямала и Штокмановского месторождения требует в сумме $90–120 млрд, и уже очевидно, что к Штокману по финансовым и технологическим причинам придется привлекать иностранцев. Предлагаемое ужесточение нового закона о недрах в таком случае лишь сделает наше “национальное достояние” фильтром на входе в отрасль, который будет снимать все сливки.