От редакции: Презумпция врага

Вражда между бизнесом и силовиками – в широком смысле, от милиции до налоговиков – разрушительна для институциональной среды и экономики страны. Попытки подтолкнуть обе стороны к примирению предпринимаются, но путь к настоящему мирному договору предстоит еще долгий.

Во втором чтении поправок в Налоговый кодекс (НК), посвященных налоговому администрированию, налоговый подкомитет бюджетного комитета Госдумы рекомендовал ввести в НК понятие “презумпции добросовестности налогоплательщика”. В соответствии с ним “налогоплательщик считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в порядке, установленном настоящим кодексом”. Сегодня же, после неудачного разделения Конституционным судом в 1998 г. налогоплательщиков на “добросовестных” и “недобросовестных”, последние обречены на пристрастные проверки налоговой службой и косые взгляды судей. И чтобы войти в эту касту отверженных, компании достаточно хоть раз допустить налоговое правонарушение.

Минфин уже заявил, что поправка вряд ли изменит правоприменительную практику. Да и бизнес не питает иллюзий, что налоговики в один миг изменят свои взгляды и отношение к своим “клиентам”. Однако повод для радости у бизнесменов все же есть: если ранее государство в лице налоговой службы заранее считало их преступниками, то теперь есть хотя бы официальная возможность считать себя честными. Беда же в том, что напряженность характерна не только для отношений между налоговиками и бизнесом.

Есть основания говорить, что силовые службы склонны относиться к своим “подопечным” – т. е. к обществу и бизнесу – враждебно. Не просто же так 80% опрошенных “Левада-центром” заявляют, что боятся стать жертвами противоправных действий милиции, прокуратуры и судов.

К тому же такая “масса врагов” очень выгодна для силовиков. Они одновременно получают коррупционную возможность избирательно бороться с некоторыми из них (ведь сил на “всех” не хватает) и могут требовать увеличения госфинансирования (опять-таки – сил на “всех” не хватает).

В последнем вопросе силовики, надо признать, особенно преуспели – все последние годы расходы бюджета на силовой блок растут в среднем на 25–30% в год и в 2006 г. достигнут 1,2 трлн руб. “Основная задача сегодня состоит в обеспечении опережающего развития правоохранительной системы государства относительно процессов криминализации сфер социума, экономики и молодежной среды”, – задает ориентиры глава МВД Рашид Нургалиев.

А недавнее коллективное исследование Института национального проекта “Общественный договор”, фонда “Либеральная миссия”, “Левада-центра”, Центра фискальной политики и региональных социологических агентств по проблеме налогового администрирования показало, что из двух первоначальных гипотез усиления “налогового террора” – восстановление законности и порядка и передел собственности – не подтвердилась ни одна. Опросы предпринимателей показали, что налоговый террор усиливается там, где легче всего получить наиболее высокие налоговые доходы – в сырьевых отраслях, промышленности и в розничных торговых сетях. Цель этого, по словам президента ИНП “Общественный договор” Александра Аузана, – “получить экономическую выгоду от создания потока для государства и для себя”. Какое уж там регулирование экономики с помощью инструментов фискальной политики!

Очевидно, что в этих условиях одна поправка про “презумпцию добросовестности” будет лишь декларацией. Для изменения ментальных установок, к тому же подкрепленных такими выгодами, нужны годы. И значит, депутаты должны проявить жесткость, не поддаться давлению Минфина и максимально прояснить полномочия налоговиков при проверках, чтобы исключить злоупотребления. Если драку пока нельзя прекратить, стоит хотя бы попробовать ввести ее в рамки четких правил. Превратить в цивилизованный бокс и развести бойцов по углам.