От редакции: Приток мозгов

Бывший министр торговли США и личный друг Джорджа Буша действительно получил предложение возглавить “Роснефть”, но не принял его (пока). Случилось это буквально через неделю после того, как бывший канцлер Германии Герхард Шредер согласился возглавить комитет акционеров North European Gas Pipeline Company (NEGPC), компании – оператора Северо-Европейского газопровода, амбициозного международного проекта “Газпрома”.

“Скажи нет”, – призывает Дональда Эванса Financial Times в редакционной статье. “Эванс покажет Кремлю, что у бывших членов американского кабинета более высокие стандарты [чем у Герхарда Шредера]”, – надеется Wall Street Journal. “Если ты станешь раздражать Путина, он в любой момент может отправить тебя в очень, очень, очень холодные места”, – пугает Эванса Washington Post.

И вот уже не за горами мощный приток мозгов. Кто следующий? Сильвио Берлускони вполне может проиграть парламентские выборы в 2006 г. Итальянский премьер не новичок в газовой сфере – летом пакетное соглашение между “Газпромом” и концерном Eni о поставке газа итальянским потребителям было денонсировано из-за обвинений Eni в аффилированности с одним из друзей Берлускони. В случае отставки Сильвио мог бы возглавить проект Южно-Европейского газового кольца (возможное продолжение российско-турецко-итальянского “Голубого потока”).

В 2006 г. также, вероятнее всего, проиграет выборы канадский премьер Пол Мартин, правительству которого уже выражен вотум недоверия. Он мог бы возглавить нефтепровод Восточная Сибирь – Тихий океан. Если заскучает на пенсии Алан Гринспэн, бывший глава ФРС США, ему всегда можно предложить пост руководителя Гознака. Тони Блэр дорабатывает политиком последний срок и даже может освободиться раньше времени – “Почта России” молилась бы на такого директора. Не надо забывать и восточных друзей. В этом году вынужден был уйти в отставку глава программы ООН “Нефть в обмен на продовольствие” египтянин Бенон Севан, чиновник с 40-летним опытом работы в необъятной бюрократической структуре. Грех не рассмотреть такого кандидата на должность руководителя “Росспиртпрома”.

Да мало ли у нас государственных предприятий, еще недостаточно укомплектованных, как говорится, “иностранными высококлассными специалистами”? Если серьезно, зачем это российскому президенту? Некоторые эксперты полагают, что таким образом создается газовый супергигант с неограниченным экономическим влиянием в Европе. В эту усиленную суперкомпанию и перейдет на работу после 2008 г. Владимир Путин. И в самом деле, цель была бы достойная. После того как государство защитило свои интересы абсолютно рыночными методами, т. е. отобрало или приобрело у частных владельцев крупнейшие национальные энергетические компании, естественный шаг – сделать эти компании транснациональными. (Вариант: отобрать или приобрести у существующих владельцев транснациональные компании, но это дороже и сложнее – все-таки международное право, чужие суды и прочие трудности.) Тем более что рынок акций “Газпрома” со следующего года будет либерализован, капитализация компании повысится и работать в ней станет совсем хорошо.

Это наш альтернативный вариант глобализации. Пока Запад вставляет нам палки в колеса на бесконечных переговорах о вступлении в ВТО, мы зайдем с тыла. Мы придем в каждый дом через газовую горелку. Могут сколько угодно попрекать нас импортными пошлинами на авиатехнику – их собственные самолеты останутся без керосина. Могут требовать пустить на российский рынок филиалы своих банков – мы оставим их народы без газа, и те быстро сменят свои нерадивые правительства.

А если снизить градус конспирологии, то в кадровых предложениях Владимира Путина можно усмотреть подлинную заботу о друзьях и друзьях друзей. Они остались без работы – нужно им помочь. Может, и они как-нибудь помогут. Предложат, например, в 2008 г. пост главы General Motors или Boeing. Тоже очень большие компании.