От редакции: Забытые идеалы

Конференция Всемирной торговой организации (ВТО) не оправдала возложенных на нее надежд – ни в глобальном плане, ни в нашем локальном случае.

Российской делегации так и не удалось договориться с США и Австралией – вопросы с открытием банковского рынка, защитой интеллектуальной собственности, пошлинами на самолеты и сахар не сняты. Четыре года назад в Дохе, столице Катара, страны – члены ВТО поставили перед собой задачу создать такие условия международной торговли, которые – ни много ни мало – позволили бы “миллионам людей получить шанс вырваться из бедности”.

Но раунд ВТО в мексиканском Канкуне в 2003 г. споткнулся о сельскохозяйственные субсидии. Развивающиеся страны доказывали: для борьбы с бедностью среди их населения нужно дать доступ их товарам, прежде всего сельхозпродукции, на рынки развитых стран. Для этого Евросоюз и США должны отменить экспортные субсидии, соответственно, на продовольствие и хлопок, что практически нереально с политической точки зрения.

Чтобы спасти гонконгский раунд от провала, все согласились, что субсидии на сельхозпродукцию и хлопок надо отменить, но точный график их снижения будет обсуждаться весной 2006 г. (позиция ЕС), а полная отмена произойдет лишь к 2013 г. (тоже позиция ЕС).

Беда лишь в том, что отмена сельхозсубсидий, вызывающая столько споров, не позволит по-настоящему помочь бедным. Всемирный банк, анализируя в 2002 г. возможные последствия полной либерализации мировой торговли, посчитал, что развивающиеся страны к 2015 г. получили бы допдоходы около $180 млрд (в ценах 1997 г.). Сегодня аналогичная оценка ВБ куда скромнее – $86 млрд (в ценах 2001 г.) – это 30 млн человек, спасенных от бедности. Речь идет не просто об отмене сельхозсубсидий в ЕС, а о полном снятии внешнеторговых барьеров и в развитых странах, и – что очень важно! – в развивающихся.

Но ни в Дохе, ни в Канкуне, ни в Гонконге речи об этом не было. Между тем, как следует из данных того же ВБ за 2001 г., реальные импортные пошлины на сельхозпродукцию как процент от стоимости этой продукции в развивающихся странах были почти в два раза выше, чем в развитых странах, а в наименее развитых странах примерно на таком же уровне. При этом значительная часть торгового оборота развивающихся стран приходится на их соседей. К этому также следует добавить тарифы на импорт промышленной продукции и закрытые рынки финансовых услуг. В результате идеи дохийского раунда с учетом всех компромиссов увеличат к 2015 г. доход развивающихся стран всего на $16 млрд, что выведет из бедности лишь 2,5 млн человек, считают эксперты ВБ.

Россия, пытающаяся вступить в ассоциацию свободной торговли с закрытыми банковским и авиастроительным рынками, до последнего цепляющаяся руками теперь уже госменеджеров за свой полуживой автопром, – отличная иллюстрация такого бессмысленного компромисса. Внутренние структурные реформы не заменишь внешнеторговыми преференциями, а открытие рынков – это именно открытие рынков, в том числе и со стороны вступающих в ВТО стран. Да, это трудно и рискованно, но нужно принять решение и идти (или не идти) вперед.