От редакции: Сумерки сознания

Минэкономразвития продолжает настаивать, что в России экономический рост с приличными темпами невозможен без масштабных госинвестиций. И предлагает в трехлетнем финансовом плане на 2006–2008 гг. увеличить объем госинвестиций (без учета расходов на национальные проекты) на 254 млрд руб. в 2007 г. и на 265 млрд руб. в 2008 г. Авторы предложений считают, что даже в худшем случае нефть не упадет ниже $34 и $28 за баррель в 2007–2008 гг., так что деньги у бюджета будут.

Последовательность и упорство ведомства министра Германа Грефа в отстаивании своей позиции достойны уважения, но экономический смысл его инициатив под вопросом. Ведь государственные инвестиции, не сопровождаемые частными, – это неэффективное освоение средств. Ему обрадуются лишь те, кто, как выяснило то же Минэкономразвития, в разы завышает цены на товары для госзаказа, грея руки на продаже государству, к примеру, автомобилей по официальной цене $177 000 за штуку. Рассчитывать же на всплеск активности частных инвесторов в ближайшее время вряд ли уместно. Слишком часто и слишком по-крупному государство обманывало бизнес в этом году.

На пике очередной волны конфликта между экономическим блоком правительства в лице Кудрина и Грефа и премьером Михаилом Фрадковым первые согласились с удвоением ВВП к 2012 г., если премьер готов лично взять на себя ответственность за проведение структурных реформ в российской экономике. Премьер не взял – ВВП отказался удваиваться. Но министрам-экономистам тоже нечем похвастаться. Договоренности власти и бизнеса, призванные нормализовать инвестиционный климат и подстегнуть инвестиции и рост, казалось бы, уже стали явью. Но ни соглашение, в присутствии президента достигнутое между вице-премьером Александром Жуковым и представлявшим бизнес Александром Шохиным, ни слова самого Владимира Путина о необходимости прекратить “налоговый террор” не помогли.

Поправки Минфина в Налоговый кодекс (НК) по НДС оказались большим разочарованием: например, было предложено взимать НДС вне зависимости от того, оплачен ли товар, а также с вкладов в уставный капитал.

Депутаты обещали все поправить, но в последний момент бюджетный комитет одобрил поправки в редакции Минфина, чем просто шокировал предпринимателей. Едва ли не чудом ситуацию с НДС в итоге удалось привести к сравнительно приемлемому для бизнеса состоянию.

Еще хуже дела обстоят с поправками в НК о налоговом администрировании. Проект Минфина не просто не прекращает, а едва ли не доводит “налоговый террор” до абсурда: в частности, список документов, которые могут требовать налоговики, так и не закрыт, выездные проверки могут продолжаться до бесконечности, для повторной проверки не нужно решения суда. При этом часть штрафов налоговики могут теперь взыскивать без суда. Депутаты обещают поддержку бизнесу, но из 800 внесенных ими поправок не рассмотрено и десятой части – можно лишь гадать, когда и с каким результатом будет решен этот вопрос. Но даже при самом благоприятном исходе пожинать плоды обуздания террора бизнес сможет только через год. Ведь даже если принять поправки в начале нового года, они смогут вступить в силу теперь уже только со следующего налогового периода, т. е. с 2007 г.

Экономисты предостерегают власти, что время роста экономики просто на нефтяных деньгах и дешевом рубле прошло. Время простых решений прошло – нужны промышленная политика, кластеры и экономика знаний. Да, эти меры сложные и долгосрочные, но ведь есть меры простые и знаковые: пойти навстречу бизнесу, отменить откровенно маразматические и драконовские положения налогового законодательства, ограничить произвол налоговиков. Почему борьба идет не за эти простые и осуществимые шаги, а за новые госинвестиции? Видимо, дорогая нефть окончательно помрачила сознание авторов экономической политики России.