От редакции: Нужен Карлос Гон

Автомобилестроение экономисты называют “сектором престижа”, т. е. такой отраслью, которую многие правительства готовы поддерживать в ущерб экономике – лишь бы была своя марка. В итоге политические, имиджевые, а иногда и коррупционные факторы мешают трезво оценить ситуацию и принять адекватные решения о судьбе отрасли. И тут, как и в другой проблемной (и престижной) области – футболе, и может пригодиться тренер-иностранец, которому эмоции не мешают действовать хладнокровно.

Но если в случае с Герхардом Шредером и “Газпромом” и Дональдом Эвансом и “Роснефтью” это привело к скандалу, то приглашение легенды мирового автопрома, признанного кризис-менеджера и “убийцы издержек” Карлоса Гона может иметь совершенно иной эффект. В 1999 г. Гон возглавил Nissan и вывел его из глубочайшего кризиса, сейчас он возглавляет его и одновременно Renault, который тоже чувствует себя не лучшим образом. Рожденный в Бразилии, выросший в Бейруте и учившийся во Франции гражданин мира, как никто другой, может абстрагироваться от всего лишнего при решении реальных проблем. А личное приглашение президента Путина, хорошая зарплата и обещание полной творческой свободы вполне могут переманить Гона из Франции, где ему приходится преодолевать бешеное сопротивление профсоюзов, привыкших к социализму. Ну а если не согласится, то в мире есть и другие суперменеджеры. Да и другие российские предприятия, нуждающиеся в менеджменте.

Собрание акционеров “АвтоВАЗа” сегодня, как ожидается, утвердит топ-менеджеров ФГУП “Рособоронэкспорт” в качестве руководителей предприятия. Учитывая, что акции “АвтоВАЗа” сконцентрированы у его “дочек”, руководители предприятия автоматически становятся как бы управляющими акционерами. На завтра же, 23 декабря, запланировано подписание мирового соглашения между государственным Внешэкономбанком и “Камазом” по долгу последнего в размере $151 млн – автозавод получит 30-летнюю рассрочку по его погашению, а бюджет Татарстана станет гарантом погашения долга. Этому предшествовало изменение состава акционеров автозавода: около 20% акций консолидировало ОАО “Камаз-Капитал”, среди учредителей которого Татарстан. Еще 34% акций “Камаза” принадлежит государству.

Даже увеличение доли государства в прибыльном нефтегазовом секторе – увеличение пакета “Газпрома” и покупка “Сибнефти” – вызвало много вопросов о его целесообразности. Что уж говорить об автопроме? Российские автомобилестроители из года в год теряют долю рынка – уже в прошлом году продажи иномарок в денежном выражении обогнали российские автомобили, а по оценкам ОФГ, доля рынка “АвтоВАЗа” к 2010 г. упадет с нынешних 46% до 32%. Финансовое положение автозаводов тоже далеко от идеала: условия реструктуризации долга “Камаза” характеризуют его как безнадежный. “АвтоВАЗ” также до сих пор не выплатил государству долг по налогам, которые он перестал платить в 1998 г., сэкономив на этом 2,8 млрд руб.

Экономисты устали напоминать, что исследования и западный опыт однозначно свидетельствуют: прямое государственное финансирование предприятий стимулирует бюджетный дефицит на предприятии и другие негативные эффекты.

Но чиновники уже спешат предложить многомиллиардную программу развития “АвтоВАЗа” и всего автопрома в целом. Автопрому она вряд ли поможет, если только не закупать на “АвтоВАЗе” все машины для госнужд, на каждую из которых, как выяснилось, тратят по $177 000.

Участие государства в судьбе этого проблемного сектора необходимо: как уже предлагал на этой странице профессор Константин Сонин, нужно освободить автозаводы от ответственности за благополучие городов, где они находятся. Это сложно и дорого – переобучение сокращаемых рабочих, их переселение, диверсификация городской экономики, борьба с преступностью. Это и есть трудная, но невероятно важная работа для государства. Никто другой ее не сделает.

Одновременно нужно отбросить наполеоновские иллюзии. Возможно, на базе российских автозаводов удастся создать не прорывные, но вполне конкурентные производства комплектующих или нишевых автомобилей. Тут-то и пригодятся последние кадровые наработки государства по привлечению “иностранных высококлассных специалистов”.