От редакции: Поспешай медленно

Снижение ставки рефинансирования Банка России (ЦБ) – маленький, но важный шаг в правильном направлении. Возможно, банковскому регулятору стоит ускориться с переходом к полноценной системе управления ликвидностью денежного рынка через процентную ставку. Иначе в нужный момент у ЦБ может просто не оказаться инструментов для купирования кризисных явлений на рынке.

Ставка рефинансирования – это цена денег для банков. Однако при нынешних уровнях что 13%, что 12% – не более чем один из ориентиров денежного рынка: нет смысла занимать так дорого, если можно занять на рынке межбанковских кредитов (МБК), где ставки сейчас держатся на уровне 3–4% годовых.

Проблема малой значимости ставки рефинансирования для рынка в том, что де-факто прокредитоваться у ЦБ можно только под залог. Список бумаг и обязательств, принимаемых в залог, – “ломбардный список” – несколько расширился в последнее время: теперь кроме гособлигаций банки могут привлечь кредиты на срок до полугода под обязательства семи крупных корпораций и восьми банков, в основном с госучастием или иностранных. Но корпорации вроде “Газпрома” или “Лукойла” предпочитают кредитоваться за границей, а банки из списка ЦБ – активные игроки рынка МБК, так что для средних и малых банков мало что изменилось. Паралич МБК, как это было летом 2004 г., лишит их возможностей рефинансирования.

При этом и сам ЦБ сегодня оказывается более уязвим, чем летом 2004 г., – у него практически нет рычагов управления ликвидностью банков в случае проблем на денежном рынке. Ситуация же в финансовой системе и экономике страны все более походит на туго затянутый узел. Российская промышленность столкнулась с кадровыми и капитальными ограничениями – например, в промышленности стройматериалов и нефтехимии, по данным МВФ, загрузка производственных мощностей вплотную приблизилась к 80%, так что для роста нужны масштабные инвестиции, которых нет. В итоге из-за этого и из-за реального укрепления рубля давление импорта и его объемы увеличиваются. Импорт – это отток валюты, через которую сегодня только и приходит ликвидность в экономику. А рост импорта, предостерегают эксперты ЦМАКП, может дестабилизировать финансовую систему и вызвать кризис ликвидности уже в ближайшие годы.

То есть у ЦБ, возможно, не так уж и много времени, чтобы начать управлять денежным рынком, а не следовать за ним. Снижение ставки рефинансирования не имеет смысла, если по этой ставке де-факто нельзя прокредитоваться. Но без эффективной системы оценки финансовой устойчивости банков кредитовать их – значит увеличивать риски самого ЦБ. В теории он все знает о своих подопечных, но все эксперты в один голос называют качество надзора одной из главных проблем банковского сектора России. Значит, именно через улучшение надзора лежит путь к управлению ликвидностью при помощи процентной ставки, и тянуть с шагами по этому пути не стоит.