От редакции: Эффект привыкания

Согласно предновогодним опросам, “человеком 2005 года” опять стал Владимир Путин. Респонденты “Левада-центра” считают его самым умным (47%) и честным (37%) из российских политиков. А опрошенные ВЦИОМ россияне назвали Путина любимым соотечественником среди деятелей науки, культуры, спорта, журналистов, общественных и политических деятелей. Президент получил 21% голосов, по 4% заработали Владимир Жириновский, Сергей Шойгу и Алла Пугачева, по 3% – Евгений Петросян и Юрий Лужков.

Евгений Петросян, несмотря на растущую критику со стороны продвинутой интеллигенции, стал любимым юмористом россиян. Таковым его назвали 33% опрошенных холдингом Romir Monitoring по заказу компании International Talent Agency (ITA). Любопытно, что наибольшие показатели Петросян получил у тех, кому за 45, людей с начальным уровнем образования и пенсионеров.

Что объединяет Владимира Путина и Евгения Петросяна, кроме народной любви? То, что их часто показывают по телевизору. Причем по государственному телевизору. Особенно это заметно в Новый год. Поздравление президента народу вообще самая рейтинговая передача в году. Возможно, в мире. Еще бы: на этот раз речь Владимира Путина транслировалась одновременно 15 каналами. По данным “Гэллап-медиа”, новогоднее обращение на “Первом” смотрели 63% телезрителей.

Что касается Евгения Петросяна, то его концерты транслировал “Первый канал” 31 декабря утром в течение в общей сложности пяти часов, “Россия” – тоже пять часов, но вечером, как раз перед президентом.

Критика мастеров смеха за низкий уровень шуток и пошлость стала общим местом. Телеканалы отвечают: у них высокий рейтинг. И правда, по данным TNS Gallup Media, в десятке самых популярных у россиян телепроектов 2005 г. два эфира “Кривого зеркала” Петросяна и шоу его жены Елены Степаненко “Бабы, вперед!”.

У президента Путина нет своей телепрограммы, но косвенно его телерейтинг подтверждается рейтингом новостей госканалов – в 2005 г., по данным TNS Gallup Media, первые пять мест в десятке заняли новостные программы “Первого” и “России”, уделяющие деятельности президента максимум внимания.

Редактор журнала “Искусство кино” Даниил Дондурей, комментируя в прошлом году российский рекорд мира по показу телесериалов, сказал: “Телерейтинги являются для телеканалов невероятно опасной наркотической иглой, которая нисколько не отражает реальность”. Но телерейтинги отражают реальность – реальность, созданную самими телеканалами. Ссылками на рейтинги оправдывается ее бесконечное воспроизводство: телевидение сначала создает спрос на продукт, а затем продает тот же продукт, ссылаясь на высокий спрос.

То, что группа самых популярных общественных фигур в России выглядит именно так, как выглядит, – свидетельство того, что реальностью для большинства граждан является телевизионная реальность. При этом возможностей общественного контроля за формированием телевизионной картинки практически нет, а влияние рынка крайне ограниченно. Телепродукты становятся успешными благодаря кропотливой работе телепродюсеров над созданием у телезрителя эффекта привыкания к определенным лицам и форматам.