От редакции: Снова вместе

России, Китаю и США, обычно спорящим друг с другом, следовало раньше найти солидарную позицию по иранской проблеме. Теперь работы по созданию в Иране ядерного топлива уже возобновлены в полном объеме.

Игра на противоречиях мировых держав – тактика, которую Тегеран успешно применял столетиями. С XVIII в. до начала ХХ персидские шахи лавировали между Россией и Великобританией, затем между СССР, Великобританией и Германией. После окончания Второй мировой войны и до революции 1979 г. Иран балансировал между СССР и США. Так иранские монархи компенсировали военную и внутриполитическую слабость страны.

Но нынешний Иран совсем не похож на шахскую Персию рубежа XIX–ХХ вв. Население страны скоро достигнет 70 млн человек, причем доля молодежи очень велика – треть населения моложе 20 лет. По добыче нефти Иран занимает второе место в ОПЕК, а по добыче газа – второе место в мире, уступая только России. Подушевой ВВП по паритету покупательной способности – $7700. Государственный сектор в экономике доминирует. Впечатляюще выглядят и иранские вооруженные силы – это 900 000 человек, около 300 боевых самолетов, 2400 танков, несколько десятков оперативно-тактических ракет, способных нести ядерное и химическое оружие. Тем не менее в последние годы Россия и Китай неоднократно выступали против требований США и Запада прекратить иранские ядерные разработки и рассмотреть вопрос о санкциях против Тегерана в Совете Безопасности. Россия, несмотря на неурегулированный вопрос с границей по Каспию, продолжала строить реактор в Бушере и поставляла Тегерану боевую технику.

Когда прежнего президента Ирана Мохаммеда Хатами, сторонника умеренной линии, сменил исламский ястреб Махмуд Ахмадинежад, стало ясно, что радикально настроенные силы активизируются. Силовое решение проблемы становится более вероятным. В новой истории Ирана уже была ситуация, когда экстремистский режим был ликвидирован в результате вмешательства со стороны. В 30-х – начале 40-х гг. Советская Россия сквозь пальцы смотрела на активизацию пронацистских элементов в Иране. Но в августе 1941 г. советские и британские дивизии вошли на территорию нынешнего Ирана и свергли пронацистский режим Реза-шаха.

Единая позиция мировых держав по вопросу продолжения ядерной программы должна отрезвить Иран. Вчера глава российского МИДа Сергей Лавров и госсекретарь США Кондолиза Райс обсудили эту тему. Официальное сообщение гласит: “Общим было глубокое разочарование решением Тегерана выйти из моратория на всю деятельность, связанную с обогащением урана, возобновив работы в этой области”. С Москвой, как известно, солидаризировался и Пекин.