От редакции: Бесправие заступника

На своем последнем заседании в минувшем году Московская областная дума выбрала нового регионального уполномоченного по правам человека – депутата Александра Жарова. Прежний уполномоченный, Сергей Крыжов, был досрочно освобожден от этой должности. В официальном заявлении пресс-службы облдумы причина объясняется так: “В связи с недоверием, выраженным ему подмосковными парламентариями”.

Такая формулировка стала возможной, поскольку в феврале 2005 г. губернские и районные власти нашли способ обуздать активность местного омбудсмена. Они приняли поправки в закон о региональном уполномоченном по правам человека, благодаря которым депутаты получили право отстранять уполномоченного до истечения пятилетнего срока его полномочий “ввиду утраты доверия”. Депутаты могут отстранить омбудсмена в любой момент, даже не называя мотивы отзыва.

Нужно признать, что прав у российских омбудсменов не так много – они могут только указывать органам исполнительной власти на нарушения, требовать их исправления и направлять запросы в прокуратуру и жалобы в суд. Кроме того, в сентябре 2005 г. Крыжов выиграл выборы в областную думу, так что ему все равно нужно было уходить с поста уполномоченного.

Крыжов пользовался своими полномочиями омбудсмена весьма активно. В 2004 г. он потребовал отменить областной закон, который снизил норму жилплощади при предоставлении субсидий по квартплате с 21 кв. м до 18 кв. м на человека. Он указывал на нарушения прав граждан в ходе монетизации льгот, а также на злоупотребления административным ресурсом при подготовке и отмене выборов главы Шатурского района.

Но речь не о конкретном местном политике, а об угрозе статусу региональных уполномоченных в целом. В аппарате уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Владимира Лукина уверены: нормы областного закона противоречат принципам общероссийского закона “Об уполномоченном по правам человека” и мировой практике. Как правило, омбудсмена можно досрочно отстранить только в случае осуждения, избрания депутатом или длительного (свыше 3–6 месяцев) ухудшения здоровья. Владимир Лукин и глава думского комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин направили губернатору Борису Громову письма с просьбой наложить вето на закон, нарушающий независимость уполномоченного. А комиссар Совета Европы по правам человека Альваро Хиль Роблес назвал поправку “досадным прецедентом, способным нанести ущерб уполномоченному по правам человека”.

Почти незамеченное из-за новогодних праздников и перипетий газового конфликта отстранение Крыжова – опасный прецедент для 30 регионов, где работают местные омбудсмены. Сейчас почти по всей России большинство депутатов законодательных собраний состоит в одной партии с губернатором. Более того, они могут выдвигать своего кандидата на пост главы края, области и республики. В этой ситуации власть оказывается перед соблазном избавиться от излишнего независимого контроля или подчинить его себе. Нынешний федеральный закон об уполномоченном по правам человека РФ ставит омбудсменов в полную зависимость от воли местных законодателей. Они могут даже ликвидировать сам институт уполномоченных.

Сейчас необходим не только общероссийский закон, который оградит местных уполномоченных от амбиций и претензий региональных властей, но и активная поддержка омбудсменов со стороны гражданского общества. В противном случае еще об одном институте контроля над властью придется забыть.